Корорация Cisco объявила, что уходит с рынка потребительской электроники и, в частности, закрывает бизнес, связанный с камерами Flip, а направление Linksys интегрируется в более общую программу, связанную с домашними видеосистемами. Пожалуй, это правильный ход для компании, фокусирующейся на технологиях для центров обработки данных.

Поглощение компании Flip с самого начала озадачивало, поскольку выпускаемые этой компанией карманные видеокамеры по-настоящему не сочетались ни с чем из производимого Cisco. В течение нескольких лет этот потребительский товар пользовался огромной популярностью, но затем стало ясно, что речь идет о кратковременном увлечении.

Проблема камер Flip заключалась в том, что они, как выражается известный кухонный философ и телеведущий Олтон Браун, были “однозадачными”. Фактически Flip могли делать только одну вещь — снимать клипы с дрожащим изображением и отвратительным звуком, чтобы затем вы могли выложить сценки с каким-нибудь дурацким котом на YouTube.

Если учесть, что любой смартфон сегодня может делать то же самое, но при этом еще позволяет работать с почтой, запускать видеоигры, а если очень постараться, то еще и делать телефонные звонки, то нетрудно понять, почему проект Flip в конце концов провалился.

Более того, практически любая современная фотокамера — будь то дорогостоящая зеркалка Nikon или мыльница Canon — тоже умеет записывать видеоклипы, причем большинство моделей может похвастать встроенной системой стабилизации изображения и приличной оптикой. Остается только удивляться, почему Cisco не вычеркнула Flip из своего бизнес-ландшафта намного раньше.

Причины ухода на второй план Linksys не столь очевидны. Cisco начинала как компания, производящая коммутаторы и маршрутизаторы, задолго до того как стала заниматься ЦОД. Коммутаторы и маршрутизаторы Linksys для дома и малого офиса были, как правило, превосходны, через них Cisco несла мощь своих сетевых технологий в массы. И хотя не каждый продукт под маркой Linksys был удачным (у меня есть маршрутизатор Linksys 11n, который я с радостью выкину на помойку, как только найду ему замену), все равно в своем классе они лидировали.

К счастью, Linksys не исчезает совсем, это направление просто станет более ориентировано на видео, хотя Cisco пока так и не объяснила, что это означает. Могу предположить, что речь идет о совершенствовании взаимодействия с быстрорастущим сегментом телевизионных систем высокой чёткости на основе Blu-ray с интерфейсом 802.11n. Если вы хотите слушать радио Pandora или смотреть видео на YouTube с помощью телевизора, такая переориентация для вас полезна, если же вам нужны офисные маршрутизаторы для малого бизнеса, то не очень.

Как бы то ни было, но потребительские продукты, предлагавшиеся Cisco, давали очень низкую норму прибыли. В этом сегменте высокотехнологического рынка конкуренция столь высока, что непонятно, как вообще кто-либо из основных производителей ухитряется здесь получать прибыль. Каждый раз, когда я просматриваю рекламные объявления на Micro Center, меня поражает дешевизна этих устройств. Так что я бы удивился, если бы продукция Linksys осталась бы на рынке в течение долгого времени, — разве что Cisco как-то сумеет найти способ получать приемлемую маржу.

Между тем у Cisco есть и другие поводы для беспокойства. HP усиливает свою линейку продуктов для ЦОД, возможно потому, что выпускаемая Cisco линейка продуктов UCS для ЦОД была по сути попыткой вытеснить HP из этого бизнеса несмотря на давние партнерские отношения. По многим признакам видно, что HP, встречаясь с подобной угрозой, возвращается к своим корням и начинает всерьез следовать своему девизу “Invent” (“изобретай”). В результате было создано несколько первоклассных продуктов для ЦОД, весьма привлекательных для бизнеса. Что еще важнее: продукты HP не только проще интегрировать в ЦОД, они еще и дешевле, чем аналогичные предложения Cisco. Фактически Cisco, желая оттеснить конкурента, породила мощнейшего игрока рынка. HP вдохнула новую жизнь в свою продуктовую линейку для ЦОД, сделав ее менее проприетарной и более дешевой. Теперь HP отъедает кусок пирога у конкурента — доля этой корпорации растет, а для Cisco ситуация осложнилась.

Одним из факторов, позволивших HP добиться этого, было то, что продукты вроде Linksys и Flip отвлекали внимание руководства Cisco. Конечно, в арсенале HP тоже огромное число потребительских продуктов, но соответствующие подразделения этой корпорации функционируют почти как самостоятельные компании. Их объединяет общий дух и стиль, а также, разумеется, общий логотип. Но действия людей, делающих устройства Palm или потребительские струйные принтеры по сути никак не влияют на бизнес, связанный с ЦОД.

В каком-то смысле HP извлекает пользу из своего подхода к потребительскому рынку, а Cisco — нет. HP использует свой бренд и логотип на всем спектре своих продуктов, повышая таким образом свою заметность. В какой офис ни зайди сегодня, везде можно найти логотип HP.

В то же время Cisco как бы делает вид, что ее потребительские товары принадлежат кому-то другому. Вы видите маршрутизатор Linksys, но если вы не знаете, что этой маркой владеет Cisco, то продукт и не будет ассоциироваться у вас с этой компанией. Так что неудивительно, что Cisco избавляется от потребительского направления. Это часть ожесточеннейшей борьбы, которую Cisco ведет против хорошо вооруженного противника.