В апреле НПО “Сатурн” и “Люксофт” объявили о запуске в эксплуатацию первой очереди облачной информационной системы (ИС), рассчитанной на управление послепродажной подготовкой (ППО) авиадвигателей SaM146, предназначенных для самолета SuperJet100. Задача создания такой ИС была поставлена перед руководством “Сатурна” в 2009 г. с целью обеспечения качественного ППО при выводе в перспективе изделия на зарубежные рынки.

“На “Сатурне”, — подчеркнул управляющий директор НПО “Сатурн” Илья Федоров, — ИТ стали неотъемлемой частью процессов производства и эксплуатации двигателей различных типов: опыт в этой области накапливался с 2001 г., когда вся конструкторская документация стала выпускаться в электронном виде, а с 2003 г. — и вся технологическая; в 2005 и 2008 гг. на “Сатурне” были запущены суперкомпьютеры производительностью 1,0 и 14,3 Тфлопс соответственно”. Например, только внедрение 3D-САПР, по его словам, помогло сократить сроки разработки газотурбинного двигателя в три раза.

Директор по ИТ НПО “Сатурн” Юрий Зеленков считает, что “по уровню внедренных ИТ-систем мы не уступаем западным компаниям, хотя нам есть над чем работать”. Сегодня на предприятии, по его данным, из 12 тыс. сотрудников 6,8 тыс. работают с ИС; собственными силами создана новая модель управления производством, ведется ее апробация. Эта ERP-система будет поддерживать одновременно как серийное производство двигателя SaM146 с учетом требований зарубежных авиационных властей, так и серийное и опытное производство других изделий.

Юрий Зеленков вспоминает: “Готовиться к выходу на международный рынок мы начали заранее, решив создать, а затем и “обкатать” методологически и реально ИТ-систему ППО на авиадвигателях для ТУ-154 и ИЛ-76. Запустили эту ИС мы в 2007 г. и накопили значительный опыт работы с ней. Сейчас с ее помощью мы отслеживаем 8000 таких двигателей, большинство из них находятся в эксплуатации, часть — на складах у заказчиков. Не могу не отметить, что после подтверждения эффективности ИС, она была адаптирована и к наземным двигателям”.

К проекту SaM146 была привлечена французская фирма “Снекма” (один из мировых лидеров по разработке и производству авиадвигателей, входящая в Safran Group), которая, по словам г-на Зеленкова, отвечала за “горячую” часть авиадвигателя, а “Сатурн” — за “холодную”. Для реализации проекта и ведения бизнеса было создано совместное предприятие PowerJet (с соотношением уставного капитала 50/50), которое является связующим звеном между обоими производителями авиадвигателей (“Сатурн” и “Снекма”), заказчиками (SukhoiSuperjet 100 и авиакомпании), подрядчиками и др. Все функции PowerJet выполняют представители материнских компаний.

“Одной из задач PowerJet было создание общей инфраструктуры, тогда орган управления у нас оказывался общим,” — сказал Юрий Зеленков.

К системе ППО предъявляются очень жесткие требования. Так, по его словам, ни один самолет с двигателем, сделанным на “Сатурне”, не взлетит без санкции представителя завода, а “таковых у нас примерно 200 человек, работающих в 40 странах”. ИС должна предоставлять сведения о запчастях, причем любую запчасть необходимо доставить клиенту в течение 6 ч, в то время как цикл изготовления некоторых деталей доходит до 6 мес. Поэтому на основе прогноза необходимо организовать соответствующие склады с запчастями, сделать предложения об их покупке заказчику и т. п., в контракте должны быть указаны критические ситуации, когда самолет не может взлететь из-за отсутствия запчасти и т. п. Для поддержания необходимого уровня запасов деталей используются склады: у “Сатурна"— один в Рыбинске, второй в Лыткарине (под Москвой); у “Снекма” — склад во Франции.

На основе опыта внедрения корпоративной системы ППО на “Сатурне”, как пояснил ИТ-директор, “мы определили, что целесообразнее создавать систему ППО под заказ, причем не собственными силами, а отдать весь комплекс работ сторонней организации. Изначально была сделана ориентация на свободное ПО. С целью сокращения затрат мы со “Снекма” приняли решение использовать аутсорсинг всех ИТ-сервисов”.

В апреле 2009 г. “Сатурн” объявил тендер на поставщика ИТ-услуг, включавших разработку пакета программных веб-модулей для PowerJet. “Во втором туре конкурса, — пояснил г-н Зеленков, — участвовали пять компаний. В требования входили такие условия, как ведение проекта на английском языке, круглосуточное оказание техподдержки и т. п. Это достаточно жесткие требования, и в России немногие компании идут на участие в подобных проектах”. По результатам тендера был выбран “Люксофт”.

Проект, в котором задействованы участники из разных городов и стран, изначально носил распределенный характер: общение предполагалось через Интернет. Требовалась надежная хостинговая площадка, на которой бы разместился ЦОД с данными для ППО и соответствующее окружение с ПО. “Когда проводили конкурс, — подчеркнул Юрий Зеленков, — мы сознательно выбрали европейскую компанию. К сожалению, ни одна из отечественных не смогла представить внятных предложений, отвечающих нашим требованиям. Все они были готовы обеспечить площади, места в стойках, брать за это деньги, но мы хотели еще получить и поддержку приложений. И только европейские компании оказались в состоянии сформировать приемлемое предложение с поддержкой ОС, базовых технологий и т. д. Конкурентов было много — около 10 германских и швейцарских компаний. По итогам конкурса была выбрана европейская компания NTT Europe Online (NTT EO), которая предложила предоставить хостинговую площадку с оборудованием и развернуть ИТ-инфраструктуру. “Люксофт” в данной ситуации выступил как консультант по созданию хостинг-окружения. Сам дата-центр располагается под Парижем.

Совместный проект компании Luxoft и “Сатурн” стартовал в 2009 г. Его целью была разработка и развертывание нового набора системных приложений, предназначенных для маркетинга и продаж продукции и поддержки клиентов PowerJet. Проект оказался сложным, и во время его реализации возникали “неровные дороги”, которые нужно было вовремя преодолевать.

О некоторых из них рассказывает Дмитрий Харитонов: “Во-первых, наша работа строилась в условиях распределенной команды, поскольку аналитика и менеджмент были сосредоточены в Москве, разработка программ и их тестирование — в Омске (в местном филиале “Люксофт”), в то время как представители заказчика находились в Рыбинске и в Париже.

Во-вторых, разрабатываемое решение должно было учитывать интересы как российской, так и французской сторон, а это как раз и создавало дополнительные сложности в процессе ведения переговоров и выработки решений, особенно на стадиях уточнения и согласования требований к ИС. При этом в процессе работы возникали и проблемы, связанные со взаимопониманием между сторонами, поскольку официальный язык проекта был английский, который не был родным ни для одной из сторон.

Что касается технической стороны возникавших при реализации проекта проблем, то здесь можно отметить отсутствие готовой ИТ-инфраструктуры у PowerJet, необходимость тесного взаимодействия с представителями хостинговой компании, а также совместное ведение работ по созданию окружения и развертыванию систем в нем.

Возникали также проблемы, связанные с архитектурой системы, к которым можно отнести необходимость интеграции большого числа систем, а также обеспечения каналов связи с системами, разработанными подрядчиками французской фирмы”.

По мнению Дмитрия Харитонова, использование СПО-технологий и продуктов всегда вносит риск дополнительных трудозатрат на адаптацию этих решений для конкретных нужд (исправление ошибок в коде, а также доработка): “Наши опасения оправдались, — сказал он, — для PowerJet пришлось дорабатывать ПО Liferay Portal Community Edition”.

Разделение работ в проекте между заказчиками было следующим: “Сатурн” отвечал за весь фронт-офис, “Снекма” в значительной степени — за бэк-офис. В качестве ОС были инсталлированы системы Linux. Корпоративный портал, созданный “Люксофт”, был построен на базе Liferay Portal Community Edition. Для управления данными и их хранения была инсталлирована СУБД MySQL.

“Люксофт” выполнял полный комплекс работ по проектированию, реализации, документированию и гарантийному обслуживанию программных систем. “На начальных этапах, — пояснил г-н Харитонов, — мы самым тесным образом взаимодействовали с заказчиком по вопросам постановки задачи и уточнения требований. После этого мы выступили консультантами по вопросам веб-хостинга. Позднее мы стали главными интеграторами всех программных приложений, в том числе разработанными для “Снекма” французскими подрядчиками”.

По его словам, “программный код приложений создавался с нуля, но при этом использовался опыт, накопленный в портальных технологиях, а также в технологиях создания приложений масштаба предприятия”.

Разработка всех модулей ИС велась параллельно, при этом каждый из проектов включал в себя предварительный анализ и дизайн; разработку ПО, тестирование, приемку и ввод в промышленную эксплуатацию. Во время приемки (в среднем она занимала три недели) представители заказчика (ИТ-персонал и бизнес-пользователи) тестировали систему. По результатам тестирования “Люксофт” делал доработки. Длительность тестирования зависела от сложности модуля и в среднем занимала три недели.

В процессе создания ИС число участников в команде “Люксофт” изменялось в зависимости от нагрузки от 10 до 40 человек.

Созданный в итоге пакет облачных приложений включает:

  • cайт PowerJet, предназначенный для широкого доступа
  • защищенный интернет-портал для поддержки работы сотрудников “Сатурна” и “Снекмы”, также предоставляющий ряд информационных сервисов клиентам и партнерам PowerJet. Портальное решение включает шесть программных модулей:
    • сервис аутентификации;
    • система управления учетными записями пользователей;
    • система управления контрактами;
    • каталог запчастей и цен;
    • система обработки инцидентов;
    • система обмена документами.

При разработке ПО применялись открытые технологии Java&J2EE, сервер приложений jBOSS, веб-сервер Apache, HTML, XML, Portlets, OpenLDAP и др., а в качестве инструментария — SVN, Cruise Control, Ant, JUnit, NUnit, LUXproject и т. д. При тестировании модулей использовались такие технологии и инструменты, как Cruise Control, FitNesse, LUXproject и т. п.

Все системы запущены в промышленную эксплуатацию в декабре 2010 г. Помимо “Сатурна” и “Снекмы” системой сегодня пользуются представители авиакомпаний “Аэрофлот” и “АрмАвиа”. По данным специалистов “Сатурна”, за последние два месяца дефектов в этой системе зафиксировано не было.

Юрий Зеленков пояснил: “Выбранная архитектура обеспечивает интеграцию данных “Сатурна” и “Снекма”. Доступ к защищенным корпоративным данным предоставляется как мобильным пользователям компании, так и пользователям заказчика. Важно отметить, что процедура доступа к данным из корпоративной сети и из внешней не отличается, так как осуществляется через один и тот же интерфейс. Пользователи получают доступ к необходимым приложениям через портал www.powerjet.aero”.

Дмитрий Харитонов дополнил: “На текущем этапе (пока не начался ремонт двигателей SaM146) среди наиболее востребованных программных модулей, можно выделить следующие: сайт PowerJet для технических публикаций, систему обработки контрактов, каталог запчастей. В перспективе планируется использовать систему заказов запчастей, отслеживание логистики, систему обработки инцидентов”.

Заказчик оставил за собой право использовать разработанные “Люксофт” системы не только на облачном уровне, но и в корпоративной среде. Для некоторых модулей ИС есть возможность такого использования на “Сатурне”, применив конфигурационные настройки (без изменения кода ПО).