С момента образования в России ИТ-рынка можно вспомнить не одну попытку зарубежных компаний организовать в нашей стране производство собственных продуктов. В этом плане засветились, в частности, такие гранды, как Xerox, Fujitsu Siemens (ныне преобразованная в Fujitsu Technology Solutions), HP… Теперь в этот ряд можно поставить и Cisco Systems, которая 4 апреля официально сообщила о начале производства в России первого из своих устройств — VPN-модуля. Правда, на тот момент никаких деталей данного проекта не сообщалось, и лишь теперь, после организованного российским офисом компании представления одного из своих партнеров по проекту — “Производственной компании Альтоника”, стало в общих чертах понятно, о чем идет речь.

Интересно, что о намерении открыть свое производство в России Cisco заявила еще в канун 2010 г., хотя без уточнения конкретных сроков. Толчком к реализации этих планов, как прямо следует из заявлений представителей компании, послужили договоренности, достигнутые летом прошлого года во время посещения Дмитрием Медведевым штаб-квартиры Cisco в Сан-Хосе и его встречи с главным исполнительным директором компании Джоном Чемберсом, взявшим на себя обязательство инвестировать в поддержку российской программы технологических инноваций 1 млрд. долл.

Какая часть этих денег вкладывается в осуществляемую компанией производственную программу в России, установить не представляется возможным. Да, видимо, в этом и нет особого смысла. Во-первых, проект находится лишь в начальной своей стадии и понесенные Cisco на данный момент затраты — это не прямые финансовые вливания. Во-вторых, как стало понятно из пояснений возглавляющего российское представительство Cisco Павла Бетсиса, данный проект — это часть общего стратегического плана развития бизнеса Cisco в России, и, затевая его, компания руководствовалась именно стратегическими соображениями, а отнюдь не экономическим расчетом. Поэтому во что в итоге проект обойдется компании — по сути, большой вопрос.

В качестве первого продукта для производства в России выбран VPN-модуль NME-RVPN в исполнении МСМ (модуль сетевой модернизированный), программное обеспечение которого разработано компанией S-Terra CSP. Модуль предназначен для применения в маршрутизаторах Cisco ISR первого (серии 2800 и 3800) и второго (серии 2900 и 3900) поколений. Как утверждают в Cisco, он производится в соответствии с согласованным с Центром ФСБ России “Порядком организации производства изделия “Модуль сетевой модернизированный (МСМ)” в рамках подконтрольного технологического процесса на территории Российской Федерации” и сертифицирован ФСБ и ФСТЭК России, что позволяет рекомендовать его для организации каналов защищенной передачи конфиденциальной информации, не составляющей государственную тайну, в автоматизированных системах класса до 1Г включительно и в ИСПДн класса до К1 включительно. Воспользоваться данным продуктом могут как новые клиенты Cisco, так и те, кто ранее закупил названные маршрутизаторы, и это расширяет поле для реализации произведенных в нашей стране модулей, предназначенных только для локального рынка.

Интересно, что в отличие от большинства аналогичных проектов других зарубежных компаний, предполагавших лишь отверточное производство, Cisco сразу же настроилась на более глубокий уровень локализации — вплоть до распайки печатных плат. Именно это обстоятельство и сыграло в пользу “Альтоники”, на которую возложена данная (прямо скажем, наиболее ответственная) часть производственного процесса (как готовое изделие модуль собирается на неназванном предприятии в Твери). По словам Павла Бетсиса, в ходе выбора производителя аудиту были подвергнуты порядка 20 претендентов — “Альтоника” оказалась среди них наиболее подготовленной по совокупности множества оцениваемых параметров. Как контрактный производитель электроники эта компания развивается с 2003 г. и с тех пор сменила уже три площадки. На данный момент ее производственные мощности расположены в г. Зеленограде, и это, в частности, одна из немногих в России компаний, имеющих в своем арсенале оборудование для селективной пайки миниволной.

Впрочем, и “Альтоника”, имеющая сегодня более 200 заказчиков и производящая в год более 4 млн. изделий и свыше 500 различных наименований, не в полной мере удовлетворила требованиям Cisco. Компании, как сообщил ее директор Семен Лукачев, пришлось в ходе подготовки производства VPN-модуля вложить порядка 200 тыс. евро в совершенствование различных производственных процессов — предпроизводственную подготовку, логистику, тестирование продукции, контроль качества и т. д. Но это того стоило. “Специалисты Cisco, с которыми нам пришлось работать, — профессионалы высочайшего уровня, и мы понимали, что вкладываем в наше будущее”, — пояснил г-н Лукачев. Надо сказать, что конечный эффект, как отметили представители Cisco, поразил их видавших виды и решавших аналогичные задачи во многих других странах производственников — в первой же выпущенной “Альтоникой” тестовой партии не оказалось ни одного бракованного образца. Фактически на запуск производства ушло четыре месяца (предварительный аудит производства занял существенно больше времени), и к концу года планируется выпустить порядка 10 тыс. плат для сборки модулей.

Кстати, хотя в Cisco пока не берутся оценить прямую экономическую целесообразность изготовления VPN-модуля в России, Семен Лукачев уверен, что контрактное производство здесь имеет перспективы. Правда, пока, скорее, не в сегменте массовых продуктов, где маржа невысока и таможенные пошлины на ввозимые комплектующие (электронные компоненты и печатные платы) имеют значимый вес в общих затратах, а в сегменте сравнительно дорогостоящих и качественных изделий (для телекоммуникаций, медицины и т. д.). В этом сегменте конкурировать с контрактными производителями из Юго-Восточной Азии можно, поскольку цены на их услуги постоянно растут, а качество этих услуг зачастую оставляет желать лучшего. Ряд российских фирм, ранее размещавших свои производственные заказы в Китае, уже перенесли их на “Альтонику”, а сама компания продолжает активно расширяться, предвидя появление новых заказчиков. Cisco у нее первый зарубежный клиент, и, как видим, общение с ним пошло российскому производителю на пользу. По крайней мере в плане совершенствования технологических процессов. О каком-либо ином положительном эффекте (для обеих сторон) пока говорить преждевременно.