Официальное празднование столетнего юбилея корпорации IBM, который отмечается в нынешнем году, еще впереди, но тема эта обыгрывалась едва ли не в каждом ключевом докладе на прошедшей в апреле в Лас-Вегасе конференции IBM Impact 2011. Так, старший вице-президент корпорации Ион Ивата, рассказывая о изменениях, инициированных IBM на протяжении ее столетней истории, вспомнил одного специалиста, который бурно протестовал против перехода с перфокарт на магнитную ленту, аргументируя это тем, что глядя на карту, он не только видит данные невооруженным глазом, но и буквально чувствует их. Сегодня нам очевидна анекдотичность подобных претензий, но, согласимся, они не столь уж сильно отличаются от нынешних сетований, скажем, на бездушность электронных книг по сравнению с традиционными бумажными. В истории корпорации были этапные разработки, такие, например, как мэйнфреймы семейства IBM System/360, определившие развитие ИТ-отрасли на многие годы вперед. Аналогичную роль, по мнению г-на Иваты, сыграло и ПО промежуточного слоя IBM WebSphere, применению которого и посвящена конференция IBM Impact.

Одно слово, звучавшее на данной конференции как никогда ранее часто, невольно заставило вспомнить и полное название IBM — International Business Machines, в последнее время практически вышедшее из употребления. Да, это слово — бизнес, а точнее — бизнес-процессы. Дело в том, что, как полагают в IBM, сегодня предприятиям, чтобы выжить и успешно развиваться, нужно уметь быстро трансформироваться с учетом изменения внешних условий, появления революционных технологических инноваций или смены покупательских предпочтений. Подобные трансформации практически всегда сопряжены с пересмотром и оптимизацией тех или иных бизнес-процессов. А задачи эти решаются при помощи инструментов Business Process Management (BPM).

На конференции было представлено более 50 новинок, но особое внимание директор департамента IBM WebSphere Мэри Уик уделила новому продукту IBM Business Process Manager, объединившему в себе функциональность, купленной в 2010 г. BPM-системы WebSphere Lombardi Edition и продукта WebSphere Process Server. В нем реализован общий для всех BPM-решений IBM репозиторий процессов и интерфейс администрирования. По мнению ряда экспертов, новый продукт сочетает в себе сильные стороны Lombardi (средства моделирования и поддержка workflow-процессов) и Process Server (интеграция приложений для автоматизированного исполнения бизнес-процессов). Вице-президент IBM по направлению Business Process Management Фил Гилберт подчеркнул, что наличие общего репозитория процессов позволяет использовать в них механизм бизнес-правил IBM WebSphere ILOG JRules и средства мониторинга и анализа процессов от Cognos. Кроме того, для коллективного проектирования, обсуждения и документирования моделей бизнес-процессов предлагается специальный облачный сервис BlueWorks Live.

Но модели бизнес-процессов находятся на верхних уровнях программного стека, а для их эффективного и корректного исполнения необходим целый ряд инструментов, реализующих, в частности, сервисно-ориентированную архитектуру (SOA). Как напомнил аудитории глава софтверного подразделения IBM Стив Миллс, бизнес-процессы сводятся к выполнению последовательности тех или иных многократно используемых сервисов. По сути, вся эволюция SOA имела целью освобождение от жестких рамок монолитных пакетных приложений. Работа по построению подобной архитектуры оказалась очень нелегкой, она продолжается и сегодня. На конференции был представлен ряд полезных SOA-инструментов, включая новую версию корпоративной сервисной шины IBM WebSphere Enterprise Service Bus (ESB) Registry Edition V7.5, позволяющую, в частности, подключаться к сервисам WebSphere Lombardi Edition и WebSphere Application Server, и ПО IBM WebSphere MQ File Transfer Edition V7.0.4, связывающее между собой системы с пакетной передачей файлов и онлайновые приложения и сервисы, базирующиеся на обмене сообщениями.

Это лишь небольшая часть продуктов семейства WebSphere, обновления которых были анонсированы на IBM Impact 2011. В рамках этой статьи рассказать обо всех просто невозможно. Даже краткое перечисление всех компонентов стека промежуточного ПО, предлагаемого не только IBM, но и основными конкурентами корпорации, вызывает резонный вопрос относительно стоимости полноценной сервисно-ориентированной программной инфраструктуры. Хватит ли средств на это у предприятия среднего масштаба?

Казалось бы, столь популярная сегодня облачная архитектура поможет решить и такую проблему: ведь приобретать системное связующее ПО в этом случае конечному потребителю не придется, а провайдер облачных услуг сможет распределить свои затраты на множество заказчиков. Однако и у облачной модели есть свои ограничения. Провайдеру, закупая системное ПО, придется делать большие разовые инвестиции, которые в силу особенностей арендной модели будут возвращаться в течение многих лет. Кроме того, для обеспечения надежности и гибкой масштабируемости ему нужно будет покупать лицензии с немалым запасом. Для решения указанных проблем IBM предлагает своим партнерам со статусом Cloud Application Providers новую бизнес-модель, в рамках которой они могут покупать инфраструктурные продукты (к примеру, IBM WebSphere Application Server или IBM DB2) по месячной подписке, фактически оплачивая их в том же темпе, в каком они сами получают деньги от своих клиентов. Допускается даже варьирование арендных отчислений в зависимости от реальной нагрузки в том или ином месяце. А облачные партнеры с статусом Cloud Builder и Cloud Infrastructure Providers могут прибегнуть к льготным кредитам на закупку ПО IBM, предлагаемым службой IBM Global Financing.

В числе представленных на конференции облачных новинок следует отметить программно-аппаратный комплекс IBM Workload Deployer, помогающий развертывать частные облачные среды и управлять ими с учетом особенностей тех или иных типов нагрузки. Как заверили представители IBM, сроки развертывания приложений сокращаются при этом очень значительно: то, на что ранее уходили недели, теперь осуществляется за минуты. Обращает на себя внимание тот факт, что не только в нашей стране, но и в мире в целом концепция частного облака вызывает у заказчиков больше доверия, хотя на уровне абстрактных рассуждений перспективность публичных облаков никто сомнению не подвергает. Эта тенденция была заметна и на IBM Impact 2011.

Здесь, как мне кажется, с точностью до наоборот повторяется история с возникновением сетевой архитектуры интранет. Сначала лежащие в ее основе технологии и стандарты пробили себе дорогу и доказали эффективность в глобальной Сети и лишь затем были перенесены в корпоративные ИС. По-видимому, облачным решениям уготована противоположная судьба: сначала заказчики опробуют их на своей площадке, оценят все риски и лишь затем начнут переносить самые ответственные приложения на публичные облака. Впрочем, как считает Стив Миллс, в реальной жизни будут использоваться самые разные гибридные варианты указанных двух облачных архитектур. В качестве примера он привел две организации, связанные длительными партнерскими соглашениями (скажем, сборщик и поставщик комплектующих), каждая из которых развернуло у себя архитектуру частного облака. Если при этом одно из таких предприятий получит доступ к некоторым программным сервисам другого, то для него ИС партнера будет находиться если не на публичном, то уж точно на внешнем облаке.

Бриллиантовым спонсором IBM Impact 2011 стала компания Akamai, и как оказалось, далеко не случайно. Напомним, что Akamai — один из лидеров рынка сетей доставки контента (Content Delivery Network, CDN). Технология CDN позволяет существенно увеличить быстродействие сайтов и Web-приложений за счет многократного дублирования отдельных элементов их контента на сотнях тысяч серверов Akamai, распределенных по всему земному шару. С помощью специальных алгоритмов в момент запроса к сайту определяется, откуда быстрее всего будет доставлен тот или иной элемент, и обращение передается соответствующему серверу Akamai, находящемуся в “шаговой доступности” от потребителя. Оптимизация доставки элементов приложений осуществляется провайдерами Application Delivery Network (ADN); к их числу также относится Akamai. Отметим, что этот по всем статьям облачный сервис появился более десяти лет назад, когда термина cloud не было и в помине. Вполне естественно, что применение подобных технологий для ускорения взаимодействия с облачными приложениями привлекает сегодня особое внимание.

В рамках специального соглашения IBM и Akamai планируют поэтапно выпустить ряд решений интегрирующих продукты семейства WebSphere и ADN-сервисы Akamai. Уже доступно в шести странах (США, Австралия, Бразилия, Канада, Новая Зеландия и Сингапур) решение WebSphere Application Accelerator for Public Networks, на 2011 г. обещано предоставление его в ряде других стран. Впоследствии планируется выпустить для гибридных облачных архитектур аналогичное решение WebSphere Application Accelerator for Hybrid Networks, а также поддерживающий его программно-аппаратный комплекс IBM DataPower Edge Appliance XE82. Полагают, что это решение позволит ускорить сетевой трафик между публичным облаком и корпоративным дата-центром, повышая тем самым производительность приложений для пользователей как внутри предприятия, так и вне его. Ожидается также, что такие системы помогут защитить облачные приложения от кратковременных пиков нагрузки и целенаправленных злонамеренных атак.