На заседании коллегии Минкомсвязи, состоявшемся в рамках деловой программы выставки “Связь-Экспокомм-2011”, министр Игорь Щеголев говорил о снижении качества услуг связи в стране, что тормозит переход к ориентированному на сервисы обслуживанию потребителей. Он выразил надежду, что “Ростелеком” поможет решить эту проблему технологически.

Однако помимо технологических корней у этой проблемы есть еще глубокие организационные корни, которые, по мнению руководства Федерального агентства связи (Россвязь), не решаются законом “О связи” в части его требований к построению сетей связи, поскольку закон не оперирует понятиями потребительского качества услуг.

Как сообщил заместитель руководителя Россвязи Сергей Мальянов, в органах власти страны принято решение создать систему добровольной сертификации оборудования и услуг связи под условным названием “Связь Эффективность”. Инициатором идеи выступила Россвязь. Агентство сформулировала задачи новой системы, определило ее структуру и порядок функционирования. Планируется завершить проработку документов, необходимых для построения системы, до конца текущего года, с тем чтобы в 2012 г. уже было ясно, что и как нужно делать для реализации системы, какие процессы и регламенты надо запускать.

Обещается, что как только завершится составление документов, определяющих систему “Связь Эффективность”, они будут представлены для широкого обсуждения с таким расчетом, чтобы в сентябре на семинаре “Ассоциации документальной электросвязи” (АДЭ) принять их официально и запустить в работу. Предполагается, что в ближайшее время будет создан наблюдательный совет по разработке и реализации системы во главе с представляющим государство агентством Россвязь. Строить систему намечено на базе АДЭ как многочисленной организации, широко представляющей ИКТ-общественность страны. “К тому же АДЭ единственная в отрасли структура, имеющая статус государственно-общественной, а государство в построении новой системы обязательно должно участвовать, — сказал г-н Мальянов. — Если же в процессе обсуждения мы встретимся с иной позицией, будем рассматривать и ее — все документы, относящиеся к системе “Связь Эффективность”, будут находиться в открытом доступе, и обсуждать их мы будем еще не единожды”.

В стране планируется создать разветвленную сеть лабораторий и центров, которые займутся сертификацией сервис-провайдеров связи. “Возможно, — сообщил г-н Мальянов, — чтобы получить сертификат в новой системе качества, операторам придется закладывать в свои сети избыточную надежность. Вероятно, им придется строить “умные сети”, умеющие перераспределять нагрузку в зависимости от потребления. Зато полученный в результате таких вложений сертификат станет конкурентным преимуществом, потому что будет демонстрировать потребителям реально предоставляемое качество услуг. Наличие сертификата поможет клиентам выбирать провайдеров “с открытыми глазами”, и если система завоюет доверие у пользователей, то и операторы будут на нее ориентироваться”.

В системе можно предусмотреть процедуры влияния потребителей на выдачу сертификатов, так сказать, обратную связь. Предполагается, что это будет сквозная система от провайдера до потребителя услуги, контролирующая ее качество на протяжении всего времени действия сертификата.