Ни для кого не секрет, что в настоящий момент внедрение свободного ПО (СПО) в госучреждениях является ярко выраженным вектором общероссийской государственной политики. Однако и в этом процессе есть свои передовики и первопроходцы. Одним из них можно считать Ставропольский край, правительство которого еще в ноябре прошлого года приняло решение о переводе своих региональных органов исполнительной власти на СПО, не дожидаясь отмашки из федерального центра в явном виде.

О первых результатах внедрения открытых стандартов и о планах Ставрополья на будущее в рамках Российского СПО-саммита Russian Open Source Summit 2011 рассказал заместитель председателя Комитета Ставропольского края по ИТ и связи Антон Ерещенко.

Первый этап проекта

Несмотря на усматриваемую многими политическую подоплеку проекта, основными причинами принятия решения о переходе на СПО, по словам г-на Ерещенко, стала возможность в долговременной перспективе сократить расходы бюджета края, а также стимулировать развитие малого и среднего предпринимательства в сфере ИТ. Кроме того, не последнюю роль сыграл фактор возможности свободного тиражирования ПО на новые рабочие места сотрудников.

На данный момент в регионе существует 24 органа исполнительной власти, в которых располагается порядка 1,5 тыс. автоматизированных рабочих мест.

Первым шагом проекта стало утверждение местным правительством плана перехода на СПО. По мнению г-на Ерещенко, это необходимый шаг, так как одна из важнейших задач при внедрении СПО на уровне региона — организационная. Органы исполнительной власти должны иметь конкретные задачи и сроки для того, чтобы процесс перехода был управляемым. Кроме того, как считает г-н Ерещенко, такой план несет в себе важную разъяснительную функцию и позволяет правильно позиционировать переход с точки зрения государственной политики в сфере развития ИТ.

Здесь надо отметить определенную осторожность Ставрополья, а также отсутствие шапкозакидательских настроений и пафосных лозунгов. В плане, охватывающем лишь первый этап проекта, предусмотрено внедрение СПО на 50% рабочих мест в госорганах. Задача полного перехода на СПО не ставилась, так как в ряде случаев в учреждениях используется ПО, совместимое только с проприетарными ОС и офисными пакетами. Перевод таких программ требует значительного времени и индивидуального подхода в каждом случае. Не предусмотрены планом и мероприятия, связанные с внедрением СПО на серверном оборудовании. (Как уверяет г-н Ерещенко, эти задачи будут решаться на втором и последующих этапах.)

По мнению г-на Ерещенко, подобный подход позволяет осуществить начальный этап перехода на СПО без каких-либо существенных финансовых затрат. Плавный перевод на открытый код только определенного процента рабочих станций позволяет выявить рабочие места, на которых выполняются типовые задачи, не требующие специализированного ПО. Таким образом, на первом этапе не придется выполнять работы по созданию и модификации программ, не имеющих СПО-аналогов. При этом будут решены две наиболее важные проблемы, препятствующие массовому внедрению СПО. Первая — борьба с устоявшимися привычками пользователей, а также с бытующим представлением о том, что свободное ПО менее функционально, чем платное. Вторая — отказ от использования закрытых и несовместимых с другим ПО форматов документов и файлов.

Как отмечает г-н Ерещенко, каждый орган исполнительной власти региона имеет свою специфику. Где-то есть собственные СПО-специалисты, где-то пользователи уже прошли обучение работе на ПК с открытыми программами и обладают более глубокими знаниями, а где-то всё наоборот. Поэтому в соответствии с реализуемым в Ставропольском крае подходом каждый орган имеет возможность самостоятельно принять решение, как конкретно осуществлять переход на СПО — своими силами или при помощи сторонних компаний, работающих с СПО и имеющих соответствующих специалистов.

При этом Комитет Ставропольского края по ИТ и связи осуществляет общую координацию мероприятий и, в частности, обеспечивает реализацию единой концепции перехода на СПО в масштабах региона, вырабатывает вопросы совместимости форматов документов, представляет методические материалы и рекомендации.

Основными этапами принятого плана являются разработка и утверждение методических рекомендаций по выбору СПО, утверждение состава базового пакета СПО, необходимого для оснащения рабочих мест, запуск в эксплуатацию репозитария СПО, рекомендованного к применению, внедрение СПО в пилотных органах исполнительной власти, завершение внедрения с учетом опыта “пилотов”.

В настоящий момент регион уже добрался до предпоследнего этапа: осуществляется пилотное внедрение в Комитете Ставропольского края по ИТ и связи и в Министерстве образования края (всего порядка полусотни рабочих мест). В соответствии с графиком “пилоты” завершатся к 1 июня текущего года, и проект войдет в завершающую фазу — полномасштабный переход на СПО. Предположительно до конца года удастся перевести 25% чиновников, а к марту 2012 г. — запланированные 50% (750 мест).

По словам г-на Ерещенко, обучение сотрудников осуществляется в форме семинаров — без формализованного “повышения квалификации”. По его мнению, это оптимальный путь, так как практика показывает, что трудности, связанные с переходом на использование OpenOffice и интерфейс Linux (не администраторов, а пользователей) сопоставимы с проблемами адаптации к Microsoft Office 2007 после версии 2003.

Выводы и перспективы

На данный момент в ходе реализации проекта г-н Ерещенко сделал для себя три основных вывода.

Во-первых, сам по себе переход к использованию на рабочих станциях современных дистрибутивов ОС Linux и OpenOffice особых трудностей не вызывает. Как показала практика, привыкнуть к новому интерфейсу и использованию базовых функций ПО можно за два-три рабочих дня. Однако для успешного перехода в целом необходимо обеспечить эффективное сотрудничество с теми, кто имеет большой опыт реализации подобных проектов, — с тем, чтобы получать от них методическую помощь в преодолении возникающих проблем и решении сложных задач. В частности, в Ставрополе для проработки общей концепции перехода и составления методических рекомендаций по выбору СПО в качестве консультантов были привлечены эксперты из компании PingWin Software.

Кроме того, г-н Ерещенко отмечает позитивный опыт проведения семинаров и конференций с привлечением специалистов в области СПО, что позволяет сформировать площадки для обсуждения возникающих проблем и поиска их решения.

Второй вывод, который делает г-н Ерещенко, заключается в том, что в планы перехода на СПО обязательно нужно включать мероприятия по обеспечению совместимости формата электронных документов во всех без исключения органах исполнительной власти. К настоящему времени в регионе повсеместно установлено ПО, позволяющее работать с документами формата ODF (Open Document Format).

Антон Ерещенко признает, что остается нерешенным ряд проблем, связанных с использованием несовместимого с СПО программного обеспечения. Но учитывая принятую концепцию перехода, в соответствии с которой переводу подлежит лишь часть рабочих мест, регион имеет значительный запас времени для решения технических задач.

Наконец, третий вывод. Понимая неоднозначность юридического аспекта использования СПО и разные трактовки его легитимности, не имея бумажной версии лицензии, необходимо на уровне региона заключать лицензионные соглашения об использовании одного или нескольких дистрибутивов СПО. Так, руководство Ставропольского края планирует заключить соглашение на использование дистрибутива Mandriva, который по мнению г-на Ерещенко наиболее соответствует задачам региона и обладает достаточной надежностью и уровнем поддержки.

Что касается финансовой стороны вопроса, то с учетом всего вышесказанного на первом этапе проекта в Ставропольском крае рассчитывают избежать дополнительных затрат вовсе. По расчетам г-на Ерещенко уровень экономической эффективности перехода на СПО станет понятен в перспективе трех-четырех лет, когда, с одной стороны, придется вложиться в перевод сложных рабочих мест, но с другой — проявится экономия за счет сокращения расходов на покупку проприетарного ПО.

Антон Ерещенко признает, что в целом они сейчас находятся в самом начале сложного и долгого пути. Однако первые шаги на нем уже сделаны, и Ставропольский край имеет все шансы оказаться в числе первых регионов России, успешно внедривших СПО в органах госвласти.