Еще два-три года назад тема виртуализации почти однозначно ассоциировалась с гипервизорами, обеспечивающими параллельное исполнение на одном компьютере нескольких разных операционных сред (виртуальных машин). Соответственно главными действующими лицами на этом рынке были поставщики гипервизоров. Но с тех пор ситуация радикально поменялась: виртуализация стала ключевым компонентом всей ИТ-инфраструктуры, и в эту тематику оказались вовлеченными в той или иной мере фактически все ИТ-игроки — производители аппаратных средств, инструментов управления ИТ, средств защиты и т. д. В результате на передний план виртуализационной тематики вышли поставщики комплексных инфраструктурных решений.
О том, как видится текущая ситуация в области использования технологий виртуализации в мире и в России, менеджер по развитию бизнеса HP BladeSystem отдела серверов стандартной архитектуры российского представительства HP Александр Светлаков рассказал обозревателю PC Week/RE Андрею Колесову.
PC Week: Как вы могли бы оценить нынешнюю ситуацию в процессе перехода к виртуализационному ИТ-миру? Или этот переход уже завершен?
Александр Светлаков: Нет, не завершен. И вообще трудно ожидать, что этот переход когда-либо закончится. Скорее всего мы будет идти и идти по ступеням бесконечной лестницы, которая — это уже понятно — уходит в Облака. Сейчас, пожалуй, можно констатировать, что технологии виртуализации получили признание рынком и именно они являются ключевой линией развития ИТ.
Виртуализация получила широкое распространение в серверной части ИТ-инфраструктуры и рассматривается как одна из магистральных технологий реализации модели облачных вычислений. Достижения в клиентской части пока не столь значительные, хотя нужно сразу сказать, что тут сам круг проблематики во многом более сложен и многогранен по сравнению с серверами. Тем не менее и здесь очевиден прогресс.
Что такое виртуализация и какие преимущества она дает, сегодня знают все, и вопрос для заказчиков стоит уже только в том, как лучше и эффективнее использовать средства виртуализации. Возможно, еще важнее то, что виртуализация принята заказчиками на уровне не теоретических доказательств, а практического опыта. Сама концепция и конкретные средства, ее реализующие, прошли отраслевую апробацию и приняты заказчиками.
Можно уверенно говорить о том, что средства серверной виртуализации применяют почти все средние и крупные компании, да и многие малые предприятия. Большая часть оборудования сегодня закупается конкретно под использование средств виртуализации, более того, заказчики, правда, в основном крупные, приобретают комплексные виртуализационные решения. Уровень проникновения виртуализации, конечно, в разных организациях различается, но в целом он повышается. Я знаю примеры серьезных предприятий, где этот уровень составляет не менее 99%.
Надо отметить и то, что компании начали переводить в виртуальные среды свои критически важные бизнес-приложения.
PC Week: Сегодня в рынок виртуализации в той или иной степени вовлечены чуть ли не все участники ИТ-рынка. Но все же особую группу тут составляют поставщики гипервизоров. Как выглядит конкурентная ситуация в области поддержки виртуальных сред исполнения?
А. С.: Основателем рынка средств виртуализации по праву считается компания VMware. Еще три-четыре года назад она занимала почти монопольное положение на этом рынке. Но потом сюда вышел ряд очень серьезных игроков, прежде всего Microsoft, и многие эксперты говорили, что VMware будет сложно удержать лидирующие позиции. У заказчиков появилась возможность выбора средства виртуализации. То есть если раньше перед ними стоял вопрос, использовать виртуализацию или нет, то теперь стоит другой — какую именно использовать? Но VMware остается несомненными лидером данного рынка, причем как по объему инсталлированной базы, так и по уровню технологий.
Но, говоря о лидерстве VMware, важно подчеркнуть, что конкурентная ситуация на рынке очень острая, и давать сегодня прогнозы даже на два-три года вперед никто не решается. Microsoft не идет за лидером “след в след”, а в обычной для себя манере реализует свою собственную стратегию как в плане технологий, так и в плане маркетинга.
Набор средств VMware является очень сильным и динамично развивающимся. Но у него есть один недостаток: он ориентирован на крупных заказчиков и очень недешев. Для примера можно сказать, что полноценная лицензия VMware уровня Enterprise стоит дороже физического сервера. Microsoft, уступая по возможностям своих решений, смогла резко понизить ценовую планку в области технологий виртуализации, сделав их доступными не только средним, но и малым компаниям.
Другими словами, если несколько лет назад на рынке имелись только довольно дорогие средства виртуализации класса Enterprise, то на данный момент цены лицензий верхнего уровня остались в том же диапазоне, но при этом появились средства среднего и начального уровня, причем последние (когда заказчика не очень волнуют вопросы отказоустойчивости) упали в цене почти до нуля.
PC Week: Но ведь за последние годы Microsoft смогла серьезно расширить функционал своего Hyper-V и активно борется именно за сегмент крупных клиентов.
А. С.: Да, это так, но многие корпоративные заказчики начали применять виртуализацию еще в то время, когда других серьезных игроков, кроме VMware, на рынке не было. И дело тут даже не в том, что клиенты “повязаны” грузом унаследованных технологий. Гораздо важнее, что предприятия поверили в вендора, а это дорогого стоит.
PC Week: А что можно сказать о других поставщиках гипервизорных средств — Citrix, Oracle, Parallels, Red Hat?
А. С.: Наверное, самые сильные перспективы тут имела технология Xen, которую приобрела Citrix. Но Citirix специализируется и является безусловным лидером в области доставки приложений, что и сказалось на её положении: серверные средства ХеnServer не смогли выйти на самостоятельный уровень и стали выполнять вспомогательную роль в общем комплексе продуктов Citrix. Oracle также движется пока в направлении поддержки собственных платформенных и прикладных решений. То же самое можно сказать и о Red Hat — ее средства виртуализации жестко привязаны к своей Linux.
PC Week: Так и у Microsoft ее Hyper-V намертво связан с Windows Server.
А. С.: Однако Windows — это массовая платформа. Независимыми от ОС и прикладных решений поставщиками средств виртуализации являются только VMware и Parallels. Но Parallels — это нишевый игрок со своими оригинальными, но специфическими технологиями. Их основная сфера применения — Web-хостинг. В России же средства Parallels не очень широко применяются, поскольку наши Web-хостеры больше ориентируются на бесплатное ПО.
PC Week: Но вернемся к рынку виртуализации с точки зрения практического применения этих средств. У нас пока получается очень “солнечная” картинка: ставь гипервизоры, и все проблемы ИТ решаются сами собой.
А. С.: Как известно, любые инновации решают известные проблемы, но при этом создают новые. Особенность текущей ситуации заключается как раз в том, что начав применять виртуализацию и получив от этого вполне реальные эффекты, заказчики столкнулись с рядом трудностей, значимость которых чем дальше, тем больше нарастает. Тут я выделил бы два основных вопроса — управляемость систем и переход к созданию ИТ-инфраструктуры, ориентированной именно на использование виртуализации.
О первой проблеме говорится уже давно: простота создания виртуальных машин и легкая возможность их перемещения в ИТ-пространстве ставит под угрозу возможность контроля состояния вычислительных систем. В реальности же заказчики имеют дело с гетерогенными физически-виртуальными средами, а это означает, что нужно применять комплексные средства управления. Короче говоря, вопрос управления — сегодня ключевой для виртуализации ИТ, и, кстати, именно с его решением связана возможность перехода от виртуализированных дата-центров к облачным.
Актуальность второго вопроса также весьма очевидна: компании начинали использовать виртуализацию на той инфраструктуре, которая у них была, но быстро выяснилось, что эффективное применение новых технологий требует новых подходов к организации всей ИТ-инфраструктуры и работ по ее обслуживанию.
И в этой ситуации резко повышается значимость поставщиков комплексных ИТ-решений, к которым, разумеется, относится и HP. То есть если еще два-три года назад мы оставались как бы в тени виртуализационных проблем, то сейчас, мне кажется, оказались в самом центре событий.
Сейчас у нас есть полный набор средств для создания современной физически-виртуальной вычислительной инфраструктуры, включая серверное и сетевое оборудование, устройства хранения данных, а также программные средства управления как инфраструктурой, так и услугами. У нас нет только собственно гипервизоров, но это даже плюс для нас, поскольку заказчик может выбирать наиболее подходящие для себя технологии.
Наш опыт говорит о том, что одна из наиболее серьезных проблем виртуализационных проектов — неправильный подбор конфигурации решения и как следствие неудовлетворительная производительность комплекса. Не всегда правильно оцениваются объемы ввода-вывода и возможности систем хранения данных. Для исключения подобных проблем HP предлагает протестированные конфигурации виртуализационных решений, например комплекc, состоящий из блейд-серверов HP ProLiant BL460c G7 и системы хранения HP StorageWorks P4800.
PC Week: Как вам видится дальнейшее движение в сторону облачных моделей?
А. С.: Естественное развитие виртуализации — переход к облакам. Ведь облака — это полное разделение физической и логической инфраструктуры, а виртуализация решает эту задачу для серверов. Для перехода к облачной среде необходимо добавить единое управление ИТ-инфраструктурой, средства мониторинга и оптимизации использования ресурсов, портал самообслуживания для заказа сервисов, встроенные средства биллинга использования ресурсов, управление жизненным циклом приложений. Тут мы предлагаем заказчикам простой путь — внедрение “коробочного” частного облака на платформе HP BladeSystem Matrix и постепенное распространение облачных технологий на всю ИТ-инфраструктуру.
PC Week: А что можно сказать о виртуализации для клиентской части корпоративных систем?
А. С.: В клиентской части есть большой набор вариантов виртуализации, в том числе использование собственного гипервизора на ПК. Но все же главной тенденцией тут является переход к виртуальной инфраструктуре десктопов (VDI), который начался примерно год назад. Вообще VDI — это очень не просто, хотя бы потому, что в эту инфраструктуру входит и серверная виртуализация как некоторый базовый компонент. Но эта модель не является универсальной в том плане, что она годится только для некоторых категорий клиентов и не позволяет полностью избавиться от локальных ПК. Серьезным психологическим препятствием для принятия VDI стало то, что она фактически не дает экономии на капитальных затратах, как это происходит при виртуализации серверов (тут эффект проявляется в снижении операционных расходов).
Но сейчас понимание сути VDI на рынке уже есть, и дело явно сдвинулось с мертвой точки. Правда, пока заказчики приобретают в основном тестовые комплекты на 10—100 рабочих мест, но у нас реализован и крупный проект на 1500 пользователей.
PC Week: Спасибо за беседу.