Компания “Яндекс” очень удачно выполнила первичное размещение акций на бирже Nasdaq. Во время первой торговой сессии их стоимость выросла в цене более чем на 55%. В результате “Яндекс” и его инвесторы получили 1,3 млрд. долл., а капитализация компании достигла 8 млрд. долл.

Это событие произвело настоящий фурор на рынке, а “Яндекс” стал второй после Google интернет-компанией, добившейся такого успеха. Напомним, что когда в 2004-м Google выпустила на рынок свои акции, она заработала 1,67 млрд. долл.

Впрочем, не один лишь “Яндекс” так преуспел в последнее время. Неделей раньше на биржу Nasdaq вышла фирма LinkedIn, разработчик популярной социальной сети. В первый день торгов ее акции выросли более чем вдвое.

Наблюдатели считают эти события признаком возрождающегося внимания к интернет-рынку. Ведь после того, как в 2001-м лопнул мыльный пузырь интернет-экономики, инвесторы разочаровались в ИТ-компаниях. Но теперь началась вторая волна интереса, причем особой популярностью пользуются акции компаний, развивающих социальные сети. Так, на бирже с нетерпением ожидают выпуска акций Facebook и Twitter.

На успех размещения акций “Яндекса” повлиял также интерес инвесторов к интернет-компаниям из стран группы БРИК. Так, аналитики отмечают, что в течение последних десяти лет акции большинства таких компаний значительно вырастали в цене за первый год торгов.

Что касается “Яндекса”, то эта компания лидирует на поисковом рынке нашей страны: в феврале — апреле, по данным счетчика LiveInternet, на ее долю приходилось 54% поисковых запросов России (тех, которые приводят на российские сайты); у Google этот показатель составил менее 30%, а третье место с большим отрывом занимает Mail.ru (6,5%).

Так что Россия — одна из немногих стран, в которых Google не самый популярный поисковик. Впрочем, Google вышла на российский рынок лишь в 2006-м, а компания “Яндекс” была создана гораздо раньше — в 1997 г.

Ее основатели — Аркадий Волож и Илья Сегалович, познакомились еще в школе. Сначала поисковыми алгоритмами занялся Аркадий Волож, а затем к нему присоединился Илья Сегалович. Они разработали алгоритм поиска с учетом сложной морфологии русского языка, который изначально предназначался для поиска патентов и литературных произведений, но потом пригодился и для Интернета, когда Всемирная сеть стала бурно развиваться в России. Сейчас Аркадий Волож является главным исполнительным директором “Яндекса”, а Илья Сегалович — директором по технологиям.

Но “Яндексу” не всегда сопутствовал успех. В 2000-м компания понесла убытки на сумму 2 млн. долл. при обороте 72 млн. Однако потом ситуация улучшилась. В прошлом году оборот “Яндекса” составил 445 млн., а прибыль — 135 млн. долл. Видимо, рост компании связан с развитием российского Интернета. Ведь основным источником дохода является реклама, а ее объем постоянно растет. Так, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, в 2010-м этот рынок увеличился на 40% — до 26,6 млрд. руб. Очевидно, что этот рост вызван расширением российской интернет-аудитории, которая в прошлом году заняла второе место в Европе по общей численности и в ближайшее время, по некоторым прогнозам, увеличится еще в 1,5 раза.

Руководители “Яндекса” пока не сообщают, на какие цели они направят полученные средства. Правда, раньше говорилось о планах выхода на зарубежные рынки. Этому способствует то, что алгоритм поиска не привязан к русскому языку. По словам Ильи Сегаловича, поисковый механизм не зависит от языка, и уже сейчас “Яндекс” охватывает часть англоязычного Интернета. Он отметил также, что конкуренты имеют большой запас наличности и “Яндексу” весьма пригодятся свободные средства на случай всяких неожиданностей.