Объединенный “Ростелеком” выработал свою стратегическую линию по развитию мобильных ресурсов компании и для ее реализации образовал новое подразделение. Это — коммерческий департамент дирекции по управлению и развитию беспроводных сетей связи, который будет управлять деятельностью всех мобильных активов. Он уже начал свою работу с формирования новой команды, способной выполнить намеченные задачи. И если все пойдет по плану, то через четыре года в России появится еще один оператор мобильной связи, работающий на всей территории страны.

Когда на выставке “Связь-Экспокомм-2011” Владислав Швайбович, директор по управлению и развитию беспроводных активов “Ростелекома”, представлял концепт планшетного компьютера c поддержкой российской системы глобального позиционирования ГЛОНАСС, то у многих присутствовавших возникли вопросы и по позиции компании в области развития мобильного бизнеса. Тогда они остались без ответа, поскольку стратегическая линия фирмы по беспроводным технологиям еще только разрабатывалась и не была утверждена руководством предприятия.

Сейчас ситуация изменилась, совет директоров фирмы принял соответствующие решения, и компания создает управленческие органы для реализации поставленных задач. Новый департамент “Ростелекома” возглавил Александр Рагозин, ранее работавший в консалтинговой компании A.T. Kearney и в фирме Tele2. В департаменте уже созданы подразделения по ключевым направлениям — продажам, маркетингу, обслуживанию клиентов, а также по разработке новых продуктов. Их возглавили соответственно Анна Жёлтышева, которая также пришла в “Ростелеком” из Tele2, Сергей Нищев, до этого работавший в холдинге “Связьинвест”, Дмитрий Соболев, возглавлявший работу с клиентами в МТС, и Антон Алабугин, отвечавший за разработку новых продуктов в Tele2.

По словам Владислава Швайбовича, “…для того чтобы в сфере беспроводных технологий добиться целей, поставленных советом директоров “Ростелекома”, требуется в кратчайшие сроки сформировать компетентную и амбициозную команду. Ядро этой команды — профессионалы, имеющие опыт активного расширения доли рынка в регионах”. Развитие услуг мобильной связи в федеральном масштабе является одним из ключевых направлений развития “Ростелекома”.

Согласно документам, утвержденным советом директоров компании, уже к 2015 г. “Ростелеком” намерен предоставлять услуги мобильной связи во всех регионах России. Для этого планируется обеспечить полное покрытие территории России мультистандартными беспроводными сетями, используя весь комплекс имеющихся у компании государственных лицензий и технологий. В настоящее время лицензионная зона “Ростелекома” стандарта CDMA 450 охватывает 92% территории России, где проживают 95% населения страны, а лицензионная зона GSM+UMTS — 99% территории и соответственно 97% населения.

Выигранные конкурсы создают у предприятия большой лицензионный простор, но они же ставят перед новой командой серьезные задачи по своевременному выполнению лицензионных условий. И вряд ли подобные обязательства могут быть выполнены в заданные сроки за счет собственного строительства телекоммуникационных сетей. Вообще-то это процесс муторный и долгий. И скорее всего стратегическая линия фирмы будет реализовываться за счет возможностей рынка слияний и поглощений (M&A).

Определенные интересные для “Ростелекома” активы на отечественном рынке М&A еще остались, например, поволжский СМАРТС или Tele2. Учитывая глубокие государственные корни и весьма серьезные возможности привлечения финансовых ресурсов “национального чемпиона”, нельзя сбрасывать со счетов и приобретение одного из операторов “большой тройки” или бизнес-альянс с ним. Но это все же не сейчас, а в среднесрочной перспективе.