Конечно же… фирма “1С"! Наверное, это утверждение многим покажется шуткой, но на самом деле это если не реальность, то может ею стать в самое ближайшее время.

Тут есть вот какой парадокс. С одной стороны, фирма “1С”, да и ее партнеры, не замечены в какой-то активности в многочисленных официальных разговорах (в том числе на конференциях) по облачной тематике. Более того, в кулуарных беседах регулярно в последнюю пару лет говорилось о том, что “1С” своей технологической и лицензионной политикой фактически препятствует возможности использования своих средств в облачных вариантах (речь в первую очередь об арендной модели SaaS). Но, с другой стороны, практически на любом облачном мероприятии тема применения “1С"-решений в различных облачных вариантах настойчиво всплывает, как бы сама собой. Эти вопросы поднимают и партнеры, и заказчики.

Тут нужно сделать одно важное замечание. На ИТ-рынке очень популярен тезис о том, что вендоры навязывают что-то потребителям (в данном случае облачные модели). Но при этом забывается, что все же на конкурентном рынке “балом правит” потребитель, а не поставщик. В плане стратегии спрос рождает предложения, активная же роль предложений может реализовываться только в рамках общих стратегических тенденций.

Мысль о том, что облака появились только потому, что этого захотели Microsoft или IBM — глубоко ошибочна, уводит от понимания реалий. Ведь нужно иметь в виду, что любой нормальный производитель больше всего заинтересован в сохранении статус-кво на рынке. Производи, что раньше производил, и в ус не дуй.

Ну зачем Microsoft придумывать какие-то онлайновые сервисы, менять продуктовые линейки и ломать сложившуюся партнерскую систему, если и так дела идут хорошо? А потому, что сегодня идут хорошо, а завтра могут пойти иначе. Потому что есть конкуренты, которые будут более чутко отслеживать (и прогнозировать) изменяющийся на рынке спрос. Поэтому и ветеранам-постащикам нужны новые продукты и новые методы их реализации. Так и Microsoft занялась облаками, по той простой причине, что иначе ими займутся другие. А другие компании неминуемо займутся, потому что это будет находить спрос.

Конечно, если ты — монополист, то можно “не париться”. Но любой монополизм — это до поры до времени. “Вода дырочку найдет”, спрос пробьет любые преграды. А потому лучше всего действовать по известному принципу: если ты не можешь помешать процессу, то нужно возглавить его. Собственно, та же Microsoft (да и все компании, которые намерены сохранять свои лидирующие позиции) так регулярно и поступает. “1С” официально возглавлять технологические процессы не любит, но фактически постоянно идет в форватере, держась до поры до времени в тени, с тем чтобы, отсидевшись “на хвосте”, в нужный момент выстрелить из-за спины соперников.

Можно констатировать: “1С” намерена серьезно заняться продвижением облачных моделей на своем рынке. Именно в этом направлении движется в последнее время ее технологическая платформе “1С:Предприятие 8.2”. Очень важный шаг был сделан в последнем ее релизе 8.2.14. В числе многих новшеств в нем реализована возможность многоарендности (multitenancy), или по другому — функция разделения данных, поддерживающая работу в одной информационной базе большого количества различных, в том числе независимых, организаций. Что является одним из ключевых технических требований для создания эффективных облачных сервисов по модели SaaS. Трудно сказать, как быстро эти возможности будут воплощаться в конкретных прикладных решениях, но уже сейчас известно, что именно в таком облачном ключе развивается продукт “1С:Документооборот”, который во многом является первопроходцем (среди всего семейства “1С:Предприятия”) освоения архитектурных новшеств платформы 8.2. Второй не менее важный момент: изменение лицензионной политики “1С”, которая определенное время назад произвела либерализацию использования арендной модели для партнеров (партнерская программа аренды ПО действует с весны 2010-го).

Так или иначе, но на недавней встрече с журналистами директор “1С” Борис Нуралиев, отвечая на вопрос о поддержке облачных моделей, показал слайд из своей презентации с последней партнерской конференции, состоявшейся в конце феврале этого года. Там было сказано, что по состоянию на тот момент уже были подписаны договора на аренду с 54 партнерами. Пока это очень немного в общей массе сообщества “1С” (несколько тысяч компаний-партнеров), но процесс пошел. В среднем в месяц тут добавляется три-пять компаний и это тоже не так много, как для обычных франчайзи (новых франчайзинговых соглашений заключается 50—70 в месяц), но относительные темпы все же выше.

По оценкам “1С”, в потоке партнеров-арендаторов можно выделить три основные группы:

  • холдинги (речь идет о заказчиках, у которых зачастую ИТ-подразделения выступают в качестве ИТ-поставщиков внутри своего распределенного предприятия);
  • хостеры, имеющие собственную или арендованную инфраструктуру (50% из них уже сейчас имеют статус франчайзи “1С”);
  • “молодые франчайзи”, стремящиеся найти свою нишу на рынке.

Все это пока немного в общем объеме бизнеса “1С”, но тем не менее, по мнению Бориса Нуралиева, уже сейчас выше, чем в среднем по российскому софтверному рынку. В подтверждение этой оценки он привел такие сведения. Общая выручка “1С” от продажи “арендных” лицензий в 2010 г. равнялась 18,45 млн. руб., что составило 0,32% от традиционных офлайновых продаж коробочного ПО. Немного. Но по российскому софтверному рынку (по последним оценкам IDC) в 2010 г. эта доля была еще меньше — 0,225% (139 млн. руб.). Конечно, говорить о том, “кто выше” при таких мизерных объемах и в самом начале процесса проникновения SaaS, явно преждевременно. Но стоит обратить внимание еще на один момент.

Как известно, в мире основные направления применения SaaS — это CCC (коммуникации, совместная работа, корпоративные порталы) и CRM, соответственно 60 и 30%. На все остальные сегменты, включая и ERP, приходится лишь 10%. То есть учетно-экономическое ПО является достаточно сложным вариантом для SaaS. Но, по данным “1С”, уже за год действия партнерской программы “аренда ПО” доля “1С"-продуктов на российском SaaS-рынке составляет 13,2%, т. е. выше среднемирового уровня.

Так что тезис “«1С» — один из лидеров нашего формирующегося SaaS-рынка” — совсем не из разряда шуток.