В состоявшейся в конце апреля ежегодной конференции “SAP Форум 2011” принял участие старший вице-президент корпорации по работе с ключевыми клиентами в регионе ЕMEA Стив Цикакис. С ситуацией в области ИТ в нашей стране г-н Цикакис знаком не понаслышке: в 2009 г. он временно исполнял обязанности генерального директора “SAP СНГ”. Со Стивом Цикакисом беседует научный редактор PC Week/RE Сергей Свинарев.

PC Week: Как вы оцениваете состояние рынка ERP в регионе ЕМЕА и, в частности, в России?

Стив Цикакис: Сегодня мы еще чувствуем последствия кризиса, но поскольку SAP работает в разных странах и ее продукты применяются во множестве отраслей, ситуация в целом для нас складывается неплохо. Капитальные затраты предприятий снова растут, заказчики просят реализации дополнительных функций, инициируются новые проекты. И в отличие от докризисных времен предприятия требуют не технологий вообще, а тех, что решают их насущные задачи. Рынок ERP в регионе EMEA растет, но темпы нашего роста выше средних по рынку. Такова же ситуация и в России. Прошлый год был рекордным для нас на российском рынке. Надеюсь, и нынешний будет таким же.

PC Week: Что значит рекордный? В очередной раз выросла выручка компании в нашей стране?

С. Ц.: Начиная с 2009-го объемы наших продаж постоянно растут от квартала к кварталу. Причем десять крупнейших клиентов обеспечивают здесь более солидную долю дохода.

PC Week: Вы отвечаете за работу с сетью ключевых клиентов. А кто такие ключевые клиенты? И есть ли таковые в России?

С. Ц.: В России это крупнейшие компании в таких отраслях, как металлургия, нефтегазовая и горнодобывающая промышленность, авиатранспорт (например, “Аэрофлот”), розничная торговля, банковский и телекоммуникационный сектора. Это около десятка компаний, которые ожидают от SAP сервиса, максимально удовлетворяющему их потребностям. И наша цель — предоставить им подобный сервис. Хочу подчеркнуть, что не мы “назначаем” тех или иных клиентов на роль ключевых. Напротив, если компания обращается к нам с просьбой предоставить сервис нестандартного уровня, то она получает статус Premier Customer. Это результат длительной эволюции наших отношений. Скажем, “Газпром” — крупнейшая нефтегазовая корпорация в России и одна из крупнейших в мире. При этом масштабы ее бизнеса и сами бизнес-процессы уникальны, следовательно требования, предъявляемые ею к сервису, в какой-то мере также являются уникальными.

PC Week: Каким требованиям должны отвечать местные партнеры, чтобы они могли участвовать в проектах у ключевых клиентов?

С. Ц.: Как правило, ключевые клиенты хотят, чтобы приложения SAP внедрялись и сопровождались местными партнерами. Мы всячески это приветствуем, поскольку развитие местной консалтинговой практики выгодно и SAP, и всему российскому рынку в целом. В некоторых случаях ключевые клиенты приглашают специалистов SAP для организации управления проектом, контроля качества или выбора архитектуры решения. Разумеется, партнеры, работающие с ключевыми клиентами, должны быть сертифицированными, но это правило распространяется и на всех остальных клиентов. Должен сказать, что несмотря на возросшие темпы подготовки специалистов по продуктам SAP, в том числе и в рамках нашей университетской программы, их в России все еще недостаточно. Давайте сравним страны юга Европы (Португалию, Италию, Грецию, Турцию), экономика которых находятся сегодня в состоянии депрессии, и Россию, где возобновился экономический рост. Так вот, по расходам на ИТ в процентах от ВВП Россия троекратно уступает названным странам. Точно так же в России нужно в пять-шесть раз увеличить число сертифицированных специалистов по продуктам SAP, чтобы выйти на уровень, например, стран южной Европы. Мы последовательно будем работать в этом направлении. Некоторые российские компании, такие как “Сургутнефтегаз”, уже сегодня не уступают по этим показателям крупнейшим мировым компаниям нефтегазового сектора.

PC Week: Мы уже не первый год слышим о новой парадигме предоставления ПО как услуги и о том, что соответствующее решение SAP Business ByDesign вот-вот будет доступно и в России. Почему этого не происходит?

С. Ц.: Если говорить именно о России, то мы внимательно анализируем рынок для того, чтобы понимать, какие продукты и услуги нужны в данный конкретный момент нашим клиентам. Мы не собираемся подгонять рынок, но сегодня многие местные предприятия хотели бы, чтобы используемые ими приложения были развернуты в России, а не в зарубежных дата-центрах. Они прекрасно понимают, что такое облачные технологии и в чем их преимущества, но пока что их главная задача — автоматизация основных бизнес процессов. И только после этого они будут готовы выносить прикладные системы со своих площадок в облака. Во многих других странах интерес к Business ByDesign есть: каждый квартал около четырёхсот компаний подписываются на этот онлайновый сервис. Примечательно, что хотя Business ByDesign предназначен в первую очередь малым и средним предприятиям, немалый интерес к нему проявляют крупные компании, имеющие небольшие филиалы в регионах.

PC Week: В последние годы, после покупки компании Sybase, в SAP особое внимание уделяется мобильным приложениям. Будет ли SAP сама разрабатывать такие приложения или передаст эту деятельность ISV-разработчикам, оставив за собой только развитие мобильной платформы?

С. Ц.: В отличие от компании Apple, имеющей дело с частными лицами и позволяющей разрабатывать приложения для своей мобильной платформы всем желающим, SAP предлагает решения для корпоративного сектора, которому важны такие их качества, как защищенность, безопасность, соответствие нормативным требованиям, технологическая готовность, масштабируемость и т. д. Поэтому мы стараемся получать от наших клиентов пожелания о том, что нужно усовершенствовать или каких функций им недостает, а затем реализуем подобные пожелания в своих продуктах. Так мы будем действовать и в отношении мобильных приложений, взаимодействующих с ERP-системой SAP. Кроме того, уже существует такая система, когда программисты компании-заказчика или партнера могут совместно с SAP разработать любое приложение и получить право эксклюзивно использовать его какое-то время (три месяца или год), после истечения оговоренного срока такое приложение будет продаваться по нашим каналам, так как в этом случае клиенту будет выгодно, чтобы решение, которое он использовал эксклюзивно и которое было его конкурентным преимуществом, стало стандартом в его отрасли.

PC Week: Благодарю за беседу.