На российском рынке бизнес-аналитики (BI) обозначился новый игрок — американская компания QlikTech (с головным офисом в г. Раднор, шт. Пенсильвания). Основанная в 1993 г. в Швеции, за последние несколько лет фирма сумела “достроить” уже поделенный мировой рынок BI, закрыв остававшуюся без должного внимания нишу между продуктами премиум-класса и низшего уровня своей разработкой QlikView. В январе нынешнего года с учетом достигнутых показателей аналитическое агентство Gartner повысило рейтинг QlikTech, впервые включив ее в сегмент лидеров рынка систем для бизнес-аналитики.

Как рассказал вице-президент QlikTech в странах Северной Европы Шон Фаррингтон, сейчас этот вендор имеет 28 представительств, которые располагаются в 23 странах. Партнерская сеть включает более 1100 компаний, обслуживает свыше 19 тыс. заказчиков из более чем ста стран.

Шон Фаррингтон сообщил, что основным фактором роста бизнеса QlikTech является увеличение клиентской базы. Так, если в 2004-м у вендора было порядка 1,5 тыс. клиентов в мире, а в начале прошлого года — 13 тыс., то сейчас их насчитывается около 20 тыс., т. е. за последний год клиентская база выросла более чем в 1,5 раза. Рост продаж QlikView объясняется спросом со стороны новых клиентов, а также тех, что пользуются традиционными BI-системами, причем не только в среднем и малом бизнесе, но и в корпоративном сегменте.

В компании QlikTech считают, что ее успех на рынке систем бизнес-аналитики во многом обусловлен инновационным решением — аналитической платформой QlikView, в которой реализована новая BI-концепция класса Business Discovery, предусматривающая, что бизнес-анализ могут проводить как обычные пользователи, так и топ-менеджеры без помощи ИТ-профессионалов и специалистов-аналитиков.

Региональный директор QlikTech в странах Бенилюкса и Восточной Европы Бас Ван-дер-Хорст пояснил: на рынке BI-систем считалось, что бизнес-анализом на основе имеющихся данных (при подготовке решений и отчетов) могут заниматься исключительно аналитики-профессионалы; иными словами, бизнес-аналитика оказывалась вне сферы деятельности обычного сотрудника или топ-менеджера компании и тем более работника, находящегося вне офиса. BI-продукт QlikTech ликвидирует разрыв между традиционными тяжелыми корпоративными BI-системами и легкими локальными офисными приложениями, а также функционально дополняет применяющийся в компаниях традиционный BI-инструментарий, тем самым расширяя рынок систем бизнес-аналитики.

По словам Шона Фаррингтона, с помощью платформы QlikView решения для интуитивного анализа данных создаются и внедряются за считанные дни или недели, тогда как прежде (с использованием традиционных средств) на это уходили месяцы и годы, либо поставленные задачи не решались совсем. Обучение же пользователя работе в среде QlikView, по его данным, занимает не более одного дня. При этом, как показывает опыт работы с клиентами, система QlikView начинает приносить прибыль уже через несколько дней или недель после внедрения, а не через месяцы и годы, как традиционные системы бизнес-анализа, которые к тому же не всегда оказываются эффективными.

Применение в QlikView ассоциативной модели (в отличие от традиционной иерархической) является, как полагают в QlikTech, ключевым преимуществом продукта, поскольку позволяет начать анализ данных с любого элемента в структуре данных интуитивно понятным способом, не ограничивая пользователей определенным заранее набором запросов. Ассоциативный анализ проводится непосредственно в оперативной памяти путем динамического агрегирования данных, загружаемых из разнообразных источников — файлов, приложений или СУБД (JD Edwards, Lawson/Movex, Oracle, Salesforce, SAP, Excel-таблиц, текстовых файлов и т. п.).

Бас Ван-дер-Хорст дополнил своего коллегу, пояснив, что QlikView можно применять наряду с уже существующими в компании BI-системами. При этом традиционный бизнес-анализ дополняется целым спектром новых возможностей, таких как мгновенное получение результатов анализа, в том числе с мобильных устройств; простота создания специализированных пользовательских приложений; комбинирование отдельных компонентов системы в различных сочетаниях; поддержка функций социальных сетей; совместная работа сотрудников. Решение на платформе QlikView может быть развернуто в корпоративном центре обработки данных, в облаке, на портативном ПК или мобильном устройстве, для нужд единственного пользователя или в интересах крупного глобального предприятия.

Как рассказал г-н Фаррингтон, QlikTech адаптировала QlikView к разным платформам не только настольных, но и мобильных устройств (iPhone, iPad, Android).

Региональный менеджер QlikTech Алексей Артеменко сообщил, что в России компания будет практиковать сочетание прямых и непрямых продаж с участием бизнес-партнеров и займется расширением канала продаж через партнеров и созданием сервиса мирового уровня. Бизнес-модель компании предполагает последовательный охват подразделений клиентской фирмы решениями QlikView, начиная, например, с отдела продаж и далее распространяя по другим отделам всей компании.

По данным г-на Артеменко, сегодня в России у QlikTech насчитывается порядка ста заказчиков, в числе которых ТД “Копейка”, “Инком”, “Альфа-страхование” и др. Он отметил, что QlikTech начала свое продвижение на российском рынке в 2009 г.

Опыт внедрения

Опытом внедрения и применения решений QlikView поделился начальник отдела бизнес-аналитики ТД “Копейка” Борис Михалин. По его словам, на разработку пилотного проекта на базе системы QlikView потребовалось 14 дней, что оказалось решающим фактором, склонившим на сторону этого решения сотрудников торговой сети, поскольку на предыдущий (так и не оконченный) BI-проект ушло полгода. Пилотный проект предусматривал анализ 500 млн. записей, накопленных за два месяца работы компании, использование 70 справочников, подготовку семи отчетов. Инструмент на основе QlikView, отметил г-н Михалин, позволяет проанализировать такой большой массив данных быстро и с высоким качеством. Однако следует обратить внимание на то, что при создании проекта главную роль сыграли знания ритейла (розничной торговли) разработчиками консалтинговой фирмы, которые четко представляли, что необходимо заказчику. При освоении системы, считает Борис Михалин, здесь совершенно необходима заинтересованность и активное участие сотрудников.

Он также подчеркнул, что в дальнейшем пилотный проект, первоначально реализованный на ноутбуке (поскольку в тот момент не оказалось свободного сервера), в программной части практически не переделывался, в него были внесены лишь некоторые дополнения, что также явилось значительным плюсом реализованного решения. Платформа QlikView с точки зрения пользователя представляет собой некий гибкий конструктор, который можно встраивать в бизнес-процессы.

Еще одним преимуществом QlikView, по словам г-на Михалина, является высокий коэффициент сжатия информации: данные ERP-системы, занимавшие объем порядка 18 Тб, после архивирования были сжаты примерно до 1,5 Тб. Данные хранятся в плоских таблицах, что существенно упрощает внесение в них изменений и дополнений (по сравнению с кубами).

Первоначально для создания собственных аналитических отчетов с помощью QlikView понадобилось двухнедельное обучение сотрудников ТД.

Ранее подготовка отчетов в ТД для аудита занимала порядка двух-трех месяцев, продолжает Борис Михалин, а в этом году на аудит с помощью QlikView ушло всего три недели, причем ему одному удалось представить для аудита необходимые аналитические данные, накопленные за четыре года работы компании, что свидетельствует о простоте и высокой скорости получения аналитической информации с помощью этой системы. Таким образом, сроки разработки отчетов сократились примерно на 65—70%, что позволило быстрее реагировать на покупательский спрос и улучшить взаимодействие с клиентами. Борис Михалин отметил, что QlikView может работать с данными всех популярных СУБД, а это также является большим преимуществом. В настоящее время на обучение пользователей работе с QlikView в компании, по его словам, уходит не более одного дня. Интересно, что сразу после реализации проект был востребован в ТД лишь двумя подразделениями: собственной безопасности и логистики. В дальнейшем эти подразделения явились своеобразными локомотивами в распространении опыта использования системы QlikView в другие отделы компании.