Применение облаков для доставки приложений — идея не новая, однако пришлось подождать, пока она будет поддержана соответствующими технологиями. Выпустив Office 365, корпорация Microsoft дала свой ответ на возрастающие потребности в доступе к приложениям и услугам отовсюду и в любое время. Это ПО обеспечивает малым и крупным компаниям доступ к компонентам линейки продуктов Microsoft Office, размещенным на ресурсах провайдера, что освобождает корпоративную ИТ-службу от повседневной работы по обслуживанию и поддержке таких приложений.

На первый взгляд этот сервис, открытый в середине апреля в качестве бета-версии для публичного использования, мог бы стать очень привлекательным для организаций, которым важна обеспечиваемая Microsoft тесная интеграция функционала десктопных и серверных приложений в сочетании с возможностью избежать инвестиций в аппаратную инфраструктуру и персонал, необходимых для развертывания таких инструментов повышения производительности и поддержки совместной работы, как Lync и SharePoint.

Office 365 объединяет хорошо продуманный набор сервисов, обладающих необходимой гибкостью и стабильностью и при этом удовлетворяющих потребности бизнеса с точки зрения безопасности и выполнения нормативных требований.

Первая реализация Office 365 позволяет компаниям обеспечить своих пользователей электронной почтой Exchange Online, современными коммуникационными сервисами Lync Online и инструментами для совместной работы SharePoint Online. С помощью данного сервиса пользователи получают доступ к локально установленным компонентам Office Professional Plus и размещенным на стороне Microsoft приложениям Office Web Apps.

Хотя на сегодняшний день приложения Microsoft Office уже предлагаются в виде хостинговых сервисов сторонними провайдерами, Office 365 поднимает планку относительно того, что предоставляется пользователю. Например, некоторые поставщики сервиса Exchange ограничивают объем почтового ящика парой гигабайтов, тогда как в Exchange Online по умолчанию предоставляется ящик на 25 Гб и, кроме того, можно передать сообщения объемом до 25 Мб. Одно это поднимает привлекательность сервиса в моих глазах. Дело в том, что я не часто чищу свой почтовый ящик, а при моих нынешних темпах накопления информации столь большого объема мне хватит лет на десять.

Сервис Office 365 компании могут получать через поддомен корпорации Microsoft onmicrosoft.com или через свою собственную DNS. Однако в зависимости от того, каким образом у вас организована DNS, предоставление сервиса как поддомена корпоративного домена может иметь свои хитрости.

Организация доступа к сервисам через собственную DNS — это просто. Тем не менее когда я попытался установить себе сервисы Office 365 через поддомен одного из доменов eWeek Labs, я обнаружил, что наш провайдер не в состоянии без проблем обеспечить поддержку сервисных записей, необходимых для развертывания Lync Online.

Управление

Функции управления сервисом Office 365 довольно понятны. Веб-клиент позволяет ИТ-службе подключать к сервису сразу всех пользователей или какую-то их группу, загружая CSV-файлы, содержащие такие данные, как имена, адреса электронной почты, номера телефонов. В зависимости от назначенных в организации ролей пользователи могут различаться как обычные, администраторы сервиса или администраторы управления пользователями сервиса.

Распределение пользователей происходит в соответствии с лицензией, основанной на плане подписки на сервис. Лицензии в основном разделяются на две категории. Я оценил одну из них (в бета-версии, именуемой E3). Она предназначена для пользователей, которым требуется полная установка Office. Другой план подписки (K2), предназначенный для тех, кто хочет использовать общие устройства доступа или киоски, предлагает доступ к SharePoint Online и Exchange Online.

Та же клиентская часть системы используется для управления Exchange Online, Lync Online и SharePoint Online. Инструментарий управления сервисом позволяет администратору сосредоточиться на процессах, управление которыми всегда под рукой. Например, перед ним может стоять задача представить информацию, содержащуюся в Lync, в другую компанию или, что бывает чаще, пользователям из той же самой организации, но эксплуатирующих другую инсталляцию Lync.

Объединение доменов может быть исключающим (для доменов из черного списка) или включающим (только для списка доменов, с которыми предполагается объединение). Эти операции могут быть проведены несколькими щелчками мышкой и вводом имен объединяемых доменов.

Функции управления SharePoint Online тоже выглядят очень просто для тех, кто имеет опыт управления другими вариантами инсталляций SharePoint. Со страницы администратора можно создать коллекцию сайтов и управлять ею, конфигурировать параметры службы InfoPath Forms Services. С нее же доступны функции управления профилями пользователей и групповым хранилищем данных.

Чтобы обслуживать мобильных пользователей, они автоматически перенаправляются на страницы, оптимизированные под ширину полосы пропускания и ограничения памяти, присущие для устройств, с которыми они работают.

В результате страница управления ресурсом Exchange Online позволяет контролировать распределение групп, списки контактов и доступ через мобильные устройства. Политики для устройств можно поддерживать через Exchange ActiveSync независимо от того, размещаются ли они на ресурсах компании или реализуются через сервис Exchange, предоставляемый провайдером. Календари разделяются между пользователями через объединение с другими организациями с помощью Exchange Online или Exchange Server 2010.

Конечно, кому-то из администраторов захочется получить функции управления, которых нет в веб-инструментарии. Windows Remote PowerShell поможет реализовать и эти “закрытые” операции.

Поскольку речь идет о бета-версии сервиса, в ходе его использования не обошлось без замечаний. Проектной команде предстоит еще много поработать над документацией. Тем не менее у меня сложилось впечатление, что Microsoft со своей работой справилась. У нее получился весомый цельный пакет для тех компаний, которые хотят воспользоваться удобством облачных приложений и при этом не затруднить работу своего персонала и ИТ-команды.