Источники бесперебойного питания (ИБП) являются стратегическим компонентом в инженерной инфраструктуре обеспечения надежной работы ИКТ-устройств, где бы они ни находились — в ЦОДе, серверном зале, офисе, домашнем хозяйстве. Рынок ИБП отличается трудными поисками новых технологий, улучшающих потребительские свойства этого вида устройств, и высокой конкуренцией на протяжении уже нескольких лет.

О том, какие технологические тенденции существуют на этом сложном рынке, как ИБП-вендоры борются за своих пользователей, научному редактору PC Week/RE Валерию Васильеву рассказывает директор по дистрибуции московского офиса компании Powercom Алексей Морозов.

PC Week: Как Powercom сегментирует современный рынок ИБП?

Алексей Морозов: Мы делим рынок на три сегмента: малых и домашних офисов (SOHO), среднего и малого бизнеса (SMB) и сегмент крупных заказчиков (Enterprise).

Границей между SMB- и Enterprise-сегментами является комплексная мощность поставляемых устройств — 3000 В•А. Дело в том, что для работы с устройствами, превышающими по мощности это значение, требуется привлечение авторизованных специалистов с сертификатами по электробезопасности, ну и, разумеется, обученных для обслуживания продукции этой категории.

Оборудование, которое подпадает под класс Enterprise, поставляется в составе решений. Его подготавливают под конкретные технические требования заказчиков. Этим занимается самый крупный отдел в нашем офисе, поскольку по ходу работы над решением может возникать множество технических нюансов. Если, например, речь идет о заказе трехфазного устройства, нужно выяснять, какую нагрузку собираются к нему подключать. Ведь это может быть не только ИКТ-оборудование, но и силовое, вроде электродвигателей, а тогда нужно учитывать перегрузочные возможности поставляемого ИБП.

Большая часть устройств, предназначенных для SMB, устанавливается в стойку (кстати, как и Enterprise-устройства начального уровня, старшие Enterprise-модели представляют собой самостоятельные устройства, по размерам соизмеримые со стойками). Поэтому данный признак может условно служить критерием принадлежности устройства к сегменту SMB.

Границы между SMB и SOHO еще более размыты, поскольку продвинутые пользователи из сегмента SOHO активно покупают ИБП, ориентированные нами изначально на сегмент SMB. Так, для домашнего использования часто приобретаются достаточно дорогие онлайновые ИБП серии Powercom Vanguard.

PC Week: Создается впечатление, что устройства разных сегментов по функционалу очень сходны и различаются в основном по обслуживаемой мощности.

А. М.: Я бы так не сказал. При одном общем свойстве — способности обеспечивать бесперебойное электропитание — они сильно различаются по принципам функционирования, и тут следовало бы прейти к другим подходам в классификации. Но поскольку мы ориентируемся прежде всего на пользователей, то как основную классификацию своих продуктов предлагаем описанную ранее. В этой рыночной классификации важную роль играет канал сбыта. Поэтому ряд сходных по своим свойствам устройств может поставляться в разные рыночные сегменты по разным каналам поставок. Внутри же компании мы классифицируем свою продукцию по множеству параметров — по технологии функционирования, по конструкции, мощности…

PC Week: Каковы в обороте Powercom объемы каждого из этих сегментов?

А. М.: В России на SOHO у нас приходится чуть больше 50% оборота, на SMB — около 20%, остальное — Enterprise. Отмечу, что в нашей стране у Powercom дела в сегменте Enterprise идут лучше, чем у компании в мире в целом. Там больше превалирует SOHO (с долей 60%), а на сложное оборудование класса Enterprise приходится около 20%. Доля SMB в обороте компании в целом по миру та же — 20%.

PC Week: Какие тенденции развития рынка ИБП сегодня можно назвать главными?

А. М.: Много усилий и средств разработчики расходуют на снижение энергопотребления своих продуктов. Так, Powercom в своих предложениях для SOHO и SMB реализовала режим Green Mode, который позволяет экономить ресурсы аккумуляторной батареи и соответственно электроэнергию на ее подзарядку. В онлайновые устройства для SMB и Enterprise вводится поддержка режима высокой эффективности: если пользователь оценивает напряжение в электросети как качественное, то он может перевести ИБП в этот режим, и тогда устройство будет работать как обычный линейный интерактивный ИБП. Обратно в онлайновый режим устройство перейдет, если автоматически обнаружит нестабильность в электропитании.

Российские пользователи пока, к сожалению, недооценивают такие возможности ИБП. В первую очередь они обращают внимание на максимальную мощность, емкость встроенных батарей, диапазоны регулировки напряжений, внешний вид, тип розеток и т. п. По видимому, ввиду низкой стоимости электроэнергии пока нет ожиданий существенной экономической отдачи от использования технологий энергосбережения.

PC Week: Получается, что ни режим Green Mode, ни режим высокой эффективности российским пользователям не очень-то и нужны. Тем не менее ваши устройства поставляются с этим функционалом. Не переплачивают ли россияне за то, чем не пользуются?

А. М.: Специфика массового производства делает изготовление и поставку наших устройств без поддержки этих режимов нерациональными. Активация данных режимов производится программно, и с завода-изготовителя устройства приходят с активированными режимами энергосбережения. За пользователем остается инициатива их отключить.

PC Week: В чем-то производителям товаров всегда приходится воспитывать пользователей, формировать рынок новых потребностей. Но что сегодня нужно делать вендору ИБП, чтобы все-таки не выходить из русла пользовательских предпочтений?

А. М.: Технология ИБП за последние десятилетия существенно не изменилась — это очень консервативный рынок. Игра в основном идет вокруг разработки дополнительного функционала. Для управления современными ИБП используются микропроцессоры. На развитие ПО этих микропроцессоров, повышающих потребительские свойства ИБП, направлена значительная часть наших НИОКР. Powercom ориентирована на активное общение с пользователями. На сайте компании поддерживается форум, на котором они могут не только общаться друг с другом, но и обращаться через него в компанию с замечаниями и пожеланиями. Именно по этому каналу связи мы получили предложение от наших пользователей реализовать программное управление звуковыми сигналами, которые выдает ИБП при переходе в режим батарейной работы. Теперь, когда эта опция реализована, пользователи могут настроить ее так, чтобы не услышать предупреждающие сигналы ИБП в неурочное время (например, ночью в квартире).

На рынке ИБП за счет реализации таких вот, казалось бы, незначительных новых потребительских возможностей складывается конкурентное преимущество. Пользователи SOHO, например, сегодня хотят на ИБП видеть стандартные евророзетки, потому что в их домах появляется все больше электронного оборудования, которое требует надежного питания. Все чаще ИБП используются в домашних условиях для обслуживания некомпьютерного оборудования. Для его поддержки Powercom выпускает ряд недорогих устройств серии WOW, которые оснащаются евророзетками и служат в том числе хорошей альтернативой сетевым фильтрам.

Как еще один пример борьбы за потребителя упомяну о наших поставках ИБП в Россию с поддержкой стандарта Smart Battery. Это наш ответ на мировой тренд — стремление удовлетворить требования рынка в части дружественности оборудования по отношению к пользователям. Пользователь достает ИБП, поддерживающий Smart Battery, из упаковки, подключает его к компьютеру через USB-порт, и далее компьютер работает с ИБП как ноутбук с блоком питания, т. е. с аналогичными возможностями управления питанием без установки какого-либо дополнительного ПО.

В сегменте Enterprise движение идет в том же направлении. Прежде всего это означает поддержку устройствами протокола Simple Network Management Protocol (SNMP). Системный администратор благодаря этому может оперативно и удаленно получать информацию о функционировании устройств, обеспечивающих питание ИТ-оборудования. Для территориально распределенных компаний иного способа контроля за электропитанием просто нет. Наличие SNMP-адаптера позволяет устройствам отправить сообщение администратору по разным каналам связи — по электронной почте, SMS, по сети передачи данных. К таким адаптерам можно подключать внешние датчики состояния окружающей среды — температуры, влажности, наличия жидкости и задымленности — и также передавать эти данные администраторам. Программные решения, в свою очередь, позволяют консолидировать эту информацию для централизованного контроля состояния среды и управления электропитанием.

PC Week: Какие другие потребительские свойства могут сегодня обеспечить конкурентные преимущества производителю ИБП?

А. М.: Большой выигрыш в стоимости эксплуатации ИБП дает использование технологии интеллектуальной зарядки аккумуляторов. Стоимость батарей составляют не менее 20% от общей стоимости ИБП, поэтому продление срока их службы дает большой экономический эффект. Плюс к этому снижается нагрузка на экологию, поскольку утилизация батарей представляет собой сложный процесс. Мы в своем сервисном центре централизованно собираем отработавшие свинцово-кислотные аккумуляторы и передаем их на переработку компаниям, которые специализированно этим занимаются здесь в России.

Для устройств сегментов SMB и Enterprise актуально увеличение коэффициента мощности за счет использования дополнительных корректоров мощности в онлайновых устройствах. Так, наша новая серия SMART SRT для SMB имеет коэффициент мощности 0,7 против 0,6 у предыдущих аналогичных наших устройств. Для онлайновых устройств сегмента SMB этот показатель мы планируем поднять с 0,7 до 0,8—0,9 (в зависимости от серии). В сегменте Enterprise этот коэффициент уже составляет 0,8—0,9. Повышение КПД у ИБП — это тоже общая технологическая тенденция.

PC Week: Наверняка на ИБП накладывают свои требования современные тенденции, связанные с концентрацией ИТ-ресурсов в ЦОДах. Что вы делаете, чтобы следовать им?

А. М.: Эти изменения требуют унификации инженерной инфраструктуры. Для нас это означает активное использование модульного подхода, что позволяет заказчикам максимально плотно размещать ИБП точно в соответствии с требованиями со стороны нагрузки. Так, в конце прошлого года Powercom представила новую серию под названием Vanguard Chain (Parallel). Это модульные онлайновые устройства класса Enterprise для установки в стойку, каждый модуль (есть два варианта модулей: мощностью 6 кВ•А и 10 кВ•А) занимает в стойке три юнита. Параллельно могут работать до четырех модулей — как на резервирование, так и на умножение мощности. В этих модулях можно наращивать количество батарейных блоков, увеличивая тем самым время резервирования.

Модульная архитектура позволяет гибко манипулировать ресурсами обеспечения бесперебойного электропитания при минимальном использовании полезной площади. К тому же этот подход дает гораздо больший выигрыш по мощности на единицу объема, чем увеличение КПД устройства.

PC Week: Как современная рыночная ситуация в области ИБП влияет на вашу маркетинговую стратегию: на подходы к продвижению продукции, на выбор партнеров?

А. М.: Powercom движется по пути кооперации со специализированными производителями оборудования и устройств, образующих инженерную инфраструктуру обслуживания ИТ-систем. С прошлого года наша компания работает над созданием таких стратегических альянсов, которые помогли бы реализовать эту стратегию, но говорить о конкретных результатах я пока не готов. В настоящее время в значительной степени наши партнеры из числа системных интеграторов, имеющих опыт в инфраструктурных проектах, определяют и формируют конфигурацию решений под конкретного заказчика, в перечень которых входит и наша продукция.

PC Week: Благодарю за беседу