Хотя российское представительство компания AVEVA открыла еще в 2003-м, результаты своей деятельности на местном рынке она впервые представила только в нынешнем году. Вероятно, именно этим объясняется то, что в нашей стране она известна лишь относительно узкому кругу специалистов. Чего не скажешь о ее флагманском продукте PDMS (Plant Design Management System), предназначенном для автоматизированного проектирования сложных промышленных объектов и предприятий. Долгое время этот продукт разрабатывался и продвигался компанией CADcenter, сменившей в 2001 г. название на AVEVA. С помощью PDMS территориально распределенная группа проектировщиков может создать трехмерную фотореалистичную электронную модель электростанции, нефтехимического завода или крупнотоннажного судна. Подобные модели широко используются как на этапе строительства промышленных объектов, так и во время их последующей эксплуатации.

Возникла AVEVA (тогда компания носила название CADcenter) в Кембриджском университете в далеком 1967 г., когда сами компьютеры были еще большой экзотикой. В 1974-м увидела свет ее первая 3D-система проектирования промышленных предприятий, в 1984-м она была снабжена средствами фотореалистичной визуализации. В конце 90-х продукт приобрел средства коллективной разработки, стали выпускаться системы для проектирования крупных судов, включая и морские платформы для добычи энергетического сырья. Рассказывая об истории компании, директор AVEVA по технологиям Дейв Уилдон обратил особое внимание на ее инновационное решение, позволяющее построить электронную трехмерную модель уже существующего промышленного объекта на основе технологии лазерного 3D-сканирования.

Сегодня решения AVEVA нашли широкое применение в нефтегазовой отрасли (здесь генерируется 45% ее доходов), в судостроении (25%) и электроэнергетике (15%). В 2011 финансовом году доходы компании выросли на 17% и достигли уровня 174 млн. фунтов стерлингов. Большая часть ее годового оборота приходится на страны EMEA (44%) и Азиатско-тихоокеанского региона (38%). На американском континенте AVEVA представлена заметно скромнее (18%), хотя темпы роста в отдельных странах, в частности в Бразилии (50% в год), намного выше, чем в более успешных регионах. Все это заставило руководство AVEVA обратить пристальное внимание на страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), работе с которыми отдается самый высокий приоритет. Аргументируя эту стратегию, вице-президент AVEVA Ханс ван дер Дрифт выразил убеждение в том, что попытки вытеснить решения таких конкурентов, как Intergraph, уже давно закрепившихся в развитых странах, малопродуктивны: гораздо разумнее побороться за предприятия, еще не использующие современные средства проектирования промышленных объектов, большая часть которых сосредоточена именно в странах БРИК.

Деятельность AVEVA в нашей стране, даже если судить о ней по весьма скупой информации, представленной главой российского офиса Евгением Федотовым, очень успешна. Судите сами: если во всех 24 странах, где присутствует AVEVA, у нее около 2 тыс. клиентов, то в России и странах СНГ их около сотни, что составляет 5% от общего числа. С учетом того, что доля доходов большинства крупных ИТ-вендоров, приходящаяся на нашу страну, редко достигает даже 1%, результат AVEVA заслуживает уважения. Разумеется, сравнивать доли годовых доходов и соотношение числа клиентов не совсем корректно, но, думается, такие оценки неплохо передают общую картину. Ведь по своим масштабам российские клиенты AVEVA не сильно отличаются от всех остальных: как рассказал Ханс ван дер Дрифт, и у тех и у других в среднем эксплуатируется по 15—20 рабочих мест. А кроме того, ежегодное продление лицензий и техническая поддержка приносят AVEVA 67% дохода, в то время как на продажу новых лицензий приходится лишь 24%. Поскольку абсолютные финансовые показатели российского представительства Евгений Федотов раскрыть отказался, мы для грубой оценки можем взять упомянутые выше 5% от годового оборота AVEVA, что составляет 8,7 млн. фунтов стерлингов, или около 14 млн. долл.

Первыми клиентами AVEVA в России в свое время стали институты “Теплоэлектропроект” и ВНИПИнефть. Сегодня среди них по-прежнему преобладают предприятия нефтегазовой (“Башгипронефтехим”, “Газпром нефтехим Салават”, “Гипросинтез” и др.) и энергетической (“Инженерный центр энергетики Урала”, КазНИПИЭнергопром, КОТЭС и др.) отраслей. В настоящее время у AVEVA в России два офиса (в Москве и Санкт-Петербурге), в которых трудится 30 специалистов. Наряду с технической поддержкой они занимаются обучением сотрудников заказчика, участвуют в проектах и локализуют ПО AVEVA с точки зрения учета российских стандартов, номенклатуры материалов и комплектующих. Последнее особенно важно, поскольку выстроенная электронная модель промышленного предприятия на этапе его строительства используется для заказа и закупки материалов, узлов и агрегатов, то есть выполняет отдельные функции PDM-системы. По словам Евгения Федотова, в создании указанных каталогов активное участие принимают и местные клиенты AVEVA.