В июне этого года фонд “Общественное мнение” (ФОМ) в рамках проекта “Мир интернета” провел опрос “ФОМнибус”, охвативший 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов и 1500 респондентов. Данные опроса свидетельствуют, что за год ситуация с осведомленностью, распространенностью и востребованностью электронных госуслуг практически не изменилась.

Организаторы опроса отмечают: “За последний год уровень осведомленности населения о том, что услугами многих государственных учреждений и служб можно пользоваться через Интернет, практически не изменился. Две пятых населения (41%) знают о таких услугах, треть (32%) — что-то слышали, и около четверти (23%) заявили, что слышат о таких возможностях впервые”.

Из опроса ФОМ следует, что в настоящее время реально к государственным услугам в Интернете прибегает лишь около 6% населения нашей страны. При этом наиболее популярными услугами являются вызов врача или запись на приём в поликлинику.

На фоне этой не очень позитивной картины интересным моментом является то, что среди заявивших о пользовании электронными госуслугами не все понимают, что в точности это значит. В то же время больше всего осведомленных об услугах электронного правительства среди молодёжи 18-20 лет (52%) и жителей крупных городов (55%).

Среди желающих в будущем использовать данные услуги преобладают молодые, в качестве причин своей заинтересованности чаще отмечая удобство, доступность и простоту использования, возможность сэкономить время и не стоять в очередях. Наличие у 18-35-летних опыта пользования Интернетом в сочетании с потребностью рационализировать личное время является мотивом к использованию государственных услуг через Интернет.

Основные причины, по которым у людей нет желания пользоваться электронными госуслугами, — недостаток навыков или возможности работы с компьютером и Интернетом, а также отсутствие такой необходимости. Подобные мотивы шире распространены среди людей старшего возраста.