В середине июля Москву посетил директор IBM по решениям для хранения данных на растущих рынках Эйс Лопес. О последних тенденциях в индустрии систем хранения данных с ним побеседовал научный редактор PC Week/RE Лев Левин.

PCWeek: Какие тенденции определяют сегодня развитие рынка систем хранения и какие технологии хранения становятся особенно актуальными?

Эйс Лопес: Сегодня важнейшим фактором влияния на рынок является феномен больших данных. Каждый день в мире создается 2,5 квинтиллиона байтов данных. Это означает, что 90% данных, которые мы сегодня имеем, были созданы за два последних года. Все данные имеют три основные характеристики (мы называем их три V) — это velocity (быстрота изменения), variety (разнообразие) и volume (объем данных). В данном случае variety означает, что данные могут быть структурированными и неструктурированными, а velocity — что данные идут потоком. Вопрос заключается в том, что делать с такими данными и как корпоративному клиенту максимально эффективно их использовать. Ведь, с одной стороны, он сталкивается с проблемой управления ими, а с другой — перед ним открывается возможность извлечь реальную пользу из той информации, которая была ранее накоплена и продолжает накапливаться.

Концепция, которую для этого разработала IBM, предполагает определение уже на начальном этапе того, что именно нужно сохранить, анализируя на лету (без временного хранения) поступающие потоком новые данные. У нас есть решения для такого анализа, которые интегрируются в уже построенную инфраструктуру хранения, поэтому они обеспечивают защиту ранее сделанных инвестиций и позволяют на основе скрытой в данных информации принимать решения, связанные с бизнесом, а также снизить темпы роста объема хранимой информации.

Но для обработки больших объемов данных еще требуется и высокая производительность. Сейчас в системах первичного хранения используются самые быстрые жесткие диски с частотой вращения шпинделя 15 тыс. об/мин. Повысить ее производители дисков пока не могут из-за проблем с теплоотводом, поэтому постепенно их начинают вытеснять еще более быстрые твердотельные диски (SSD) в комбинации с относительно медленными жесткими дисками на 7200 об/мин. Наша технология Easy Tier обеспечивает автоматическое перемещение данных между этими двумя типами дисков — она каждые 5 мин проверяет, какие данные на медленных дисках стали “горячими” (к ним было много обращений) и перемещает их на SSD. Аналогичным образом в обратном направлении — с SSD на более медленные жесткие диски — переносятся “холодные” данные.

Для резервного копирования все чаще используется репликация всех данных на жесткие диски, хотя это достаточно дорого, поэтому вместе с ней мы рекомендуем применять виртуальные ленточные библиотеки (VTL) на базе жестких дисков и ленточные накопители, а также дедубликацию и сжатие. Для долговременного хранения целесообразно использовать ленточные накопители как самые дешевые, поскольку хранящиеся где-то на складе ленты не потребляют электроэнергию. Технология Long Term File System (LTFS) позволяет хранить на лентах большие файлы так же, как мы храним их на USB-дисках, что очень удобно для архивов — LTFS помогает быстро найти и прочитать файл на ленте.

PCWeek: А какую роль вы отводите технологии Fibre Channel over Ethernet (FCoE) в сетях хранения данных (SAN)?

Э. Л.: Растущая популярность облачных вычислений стимулирует более широкое применение Ethernet во всех секторах ИТ, и одним из примеров этого является технология FCoE. Классические SAN на базе Fibre Channel не исчезнут, но FCoE имеет большие перспективы в инфраструктуре облачных вычислений.

PCWeek: Как в целом внедрение облачных вычислений и технологий виртуализации повлияло на рынок СХД?

Э. Л.: Сейчас компании во всех секторах начинают применять облачные вычисления для уменьшения сложности ИТ и снижения расходов. Традиционные ИТ обходятся слишком дорого и не дают всего, что требуется клиентам. Эта тенденция перехода в облака имеет под собой три основания. Клиенты, сотрудники, вендоры, партнеры хотят перейти на использование сервисов по модели самообслуживания, чтобы самим выбирать те технологии и сервисы, которые им подходят, и тогда, когда они им нужны. Второй стимул — это желание компаний получить доступ к самым мощным вычислительным ресурсам, и с помощью облаков такой доступ реализуется в любое время и в любом месте. Третий стимул — быстрая доставка новых продуктов и сервисов, позволяющая компаниям улучшить свою конкурентоспособность, что также реализуется с помощью облачных вычислений.

Интересно, что серверная виртуализация способствует росту применения внешних систем хранения. Хотя у современных серверов есть достаточно мощная встроенная дисковая подсистема, для использования таких функций виртуализации, как vMotion, необходима внешняя система хранения.

Как я уже говорил, облачные вычисления стали стимулом для более широкого внедрения новых сетевых протоколов на базе Ethernet. Это не только FCoE, но и iSCSI, NFS и CIFS.

PCWeek: В чем вы видите специфику российского рынка систем хранения по сравнению с другими регионами?

Э. Л.: Россия для нас входит в число стран с растущей экономикой, поэтому здесь темпы роста существенно выше, чем в таких странах со стабильным рынком, как Германия, Великобритания или Франция. Но в остальном мы не видим особой специфики России по сравнению с другими рынками EMEA. Если несколько лет назад до кризиса российские заказчики закупали системы хранения в основном для расширения емкости, то теперь, как и на стабильных рынках, они больше озабочены улучшением эффективности хранения и поэтому тщательно выбирают, на что потратить деньги. Я думаю, что эта тенденция положительно характеризует развитие российского рынка. Кроме того, по уровню технологических требований к СХД российские заказчики мало отличаются от заказчиков в Западной Европе.

Как и во всем мире, основной фактор развития рынка систем хранения — это большие данные, для которых требуется использование виртуализации, облачных вычислений, дедубликации, сжатия данных и т. п. Эти требования актуальны для любой компании, независимо от того, к какому сектору экономики она относится, ее размеров и географии бизнеса.

PC Week: Какие системы хранения IBM сейчас наиболее востребованы на российском рынке?

Э. Л.: Я думаю, что это прежде всего StoreWize V7000 и XIV. Первая из этих систем успешно продается на всех развивающихся рынках. Дело в том, что если в США можно найти компании, у которых объем данных измеряется уже в петабайтах, то в России большинство компаний пока накопили не более 100 Тбайт данных. В то же время в российских компаниях, как и у заказчиков на других развивающихся рынках, объем данных растет намного быстрее, чем в США или Западной Европе. И архитектура StoreWize V7000 идеально вписывается в эту специфику развивающихся рынков. Заказчик может приобрести StoreWize V7000 в начальной конфигурации из одного базового модуля. У него обычно есть ранее закупленные СХД и, приобретя минимальную конфигурацию StoreWize V7000 (даже без дисков), он сможет применять для своей устаревшей СХД такие реализованные в этом продукте функции корпоративного класса, как объединение и виртуализация внешних дисковых систем , автоматическая миграция данных с помощью технологии EasyTier и очень удобный графический интерфейс управления хранением, который первоначально был разработан для XIV, и в результате защитить свои инвестиции в старые СХД. По мере роста объемов данных владелец StoreWize V7000 может расширять дисковую емкость путем приобретения дополнительных дисковых полок, а также наращивать производительность увеличивая количество управляющих модулей.

PCWeek: В настоящее время IBM помимо StoreWize V7000 и XIV предлагает еще две модульные системы хранения (DS5000 и N Series). Планирует ли компания унифицировать свою линейку модульных СХД?

Э. Л.: У нас нет таких планов. Дело в том, что у наших заказчиков используются приложения с разными требованиями к системам хранения, например, в бухгалтерии может использоваться транзакционное ПО, а в отделе разработок — САПР, работающая с файлами большого размера. Кроме того, многие крупные заказчики предпочитают использовать в своей инфраструктуре СХД от разных вендоров, поэтому, даже если IBM выпустит унифицированную СХД вместо нынешних четырех модульных систем, у этих заказчиков сохранится гетерогенность инфраструктуры хранения.

Кроме того, IBM имеет определенные обязательства перед заказчиком и если он использовал несколько поколений дисковых массивов DS5000, мы не хотим вынуждать его отказаться от тех инвестиций, которые были сделаны в эти системы, и перейти на новую СХД.

PCWeek: Сейчас IBM позиционирует XIV как систему старшего класса. До этого в качестве системы high-end компания продвигала DS8000 (бывший Shark). Будет ли продолжен выпуск DS8000 или ее полностью заменит XIV?

Э. Л.: План развития DS8000 предусматривает выпуск еще нескольких поколений этой системы. Она по-прежнему остается основной платформой для организации хранения данных у заказчиков, использующих мэйнфреймы IBM System Z.

PCWeek: Спасибо за беседу.