Google и Microsoft готовы перегрызть друг другу горло из-за Android. Вражда между гигантами обострилась на этой неделе после того, как в Twitter и блоге появились едкие публикации их сотрудников.

Начало новой волне противостояния положил проходивший недавно аукцион за патенты. Microsoft вместе с другими компаниями предложила 4,5 млрд. долл. за шесть тысяч патентов и патентных приложений, принадлежавших фирме Nortel. Google тоже хотела получить эти патенты, но предложенной ею цены 900 млн. долл. оказалось явно недостаточно.

Теперь Google считает, что Microsoft и другие участники консорциума (например, компания Apple, которую тоже вряд ли можно назвать закадычным другом поискового гиганта) будут использовать эти патенты для подачи судебных исков против производителей устройств на базе Android. Microsoft уже пытается извлечь пользу для себя, исходя из того, что, по ее мнению, в Android применяется ее интеллектуальная собственность: помимо предъявления ряду производителей Android-устройств требований об отчислениях, компания подала иск против Motorola (производителя смартфонов и планшетов на базе Android) и Barnes & Noble (создателя электронной читалки на основе Android).

“Microsoft и Apple всегда были ярыми врагами, поэтому когда они вдруг легли вместе в постель, все стали интересоваться, что же происходит, — написал в официальном блоге Google Дэвид Драммонд, старший вице-президент компании и директор по юридическим вопросам. — К счастью, закон не одобряет сбор сомнительных патентов для конкурентной борьбы. Это значит, что эти сделки привлекут пристальное внимание регулирующих органов и патентный мыльный пузырь лопнет”. По его утверждению, министерство юстиции сейчас проверяет, действительно ли Microsoft и Apple купили патенты Nortel не для борьбы с конкурентами.

Руководители Microsoft незамедлительно сделали ответный ход. “По мнению Google, мы купили патенты Novell, чтобы они не достались Google, — написал в Twitter Брэд Смит, главный консультант Microsoft. — Неужели? Мы приглашали их присоединиться, но они отказались”.

В тот же день заметку в Twitter поместил и Фрэнк Шоу, вице-президент Microsoft по корпоративным коммуникациям: “Бесплатный совет Дэвиду Драммонду — в следующий раз перед публикацией в блоге следует посовещаться с Кентом Уокером”. Он добавил ссылку на электронное сообщение, отправленное Кентом Уокером, главным консультантом Google, Брэду Смиту 28 октября, в котором тот утверждал, что в этом случае обеим компаниям стоит принять участие в совместной сделке.

Чтобы дать отпор Microsoft, Драммонд обновил свой исходный пост: “Если вы подумаете, то поймете, почему мы отклонили предложение Microsoft. Совместное владение патентами, дающее всем участникам лицензию, лишило бы Android патентной защиты от атак со стороны Microsoft и других участников сделки”.

По оценке ряда аналитических компаний, Android лидирует на мобильном рынке. Например, Nielsen считает, что доля Android на рынке смартфонов в США составляет 39%, Apple iPhone — 28%, RIM — 20% и Microsoft — 9%. Аналогичные данные приводит comScore: у Android — 40,1%, У Apple — 26,6%, у RIM — 23,4% и у Microsoft — 5,8%.

Даже глава Microsoft Стив Баллмер признал недавно, что доля Windows Phone очень мала. Похоже, что Android уверенно побеждает в мобильной войне, несмотря на патентные манипуляции Microsoft. Но Microsoft по-видимому старается получить доход за счет череды судебных исков и соглашений о выплате отчислений, которые растянутся на долгие годы. По мнению Джека Голда, основателя и главного аналитика компании J. Gold Associates, отчисления за Android, получаемые Microsoft, превышают доход, который приносит Windows Phone.

Тем временем в своем основном поисковом бизнесе Google продолжает опережать систему Microsoft Bing, хотя последняя наращивает долю рынка в течение последних кварталов. Microsoft продемонстрировала желание потратить миллионы долларов, чтобы укрепить положение на поисковом рынке. Это не радует инвесторов, но мало влияет на способность Google зарабатывать кучу денег за счет рекламы.

Таким образом Google доминирует над Microsoft на мобильном и поисковом рынках, но у Microsoft на руках немало “юридических карт”, которыми компания может воспользоваться, чтобы осложнить жизнь и Google, и ее партнерам-производителям. Другими словами, следует ожидать новых жестоких битв и гневных постов в блогах и Twitter.