Не секрет, что по уровню распространения и использования информационных технологий наша страна сильно отстает от Запада. Особенно это заметно в сфере промышленности, где уровень проникновения ИТ крайне низок. Однако, по мнению Виталия Кононова, генерального директора компании НЕОЛАНТ, сейчас здесь происходят положительные сдвиги. О ситуации в области информатизации промышленных предприятий он рассказал научному редактору PC Week/RE Елене Гореткиной.

PC Week: Недавний кризис больно ударил по промышленным предприятиям. Но повлияло ли это на их восприятие ИТ?

Виталий Кононов: Да, повлияло, и думаю, что положительно. До кризиса предприятия относились к вопросам автоматизации бизнес-процессов скорее следуя моде, по принципу “все внедряют, давайте и мы будем”, чем реально рассчитывая повысить свою эффективность. С приходом кризиса остро встал вопрос об экономической пользе этих решений и, как следствие, те проекты, которые не обеспечивали возврат инвестиций, были остановлены. Таким образом, на рынке системных интеграторов выжили только те компании, которые обеспечивали выгоду для заказчиков. Мы развивались и в кризис. Хотя нам и не удалось обеспечить тот двукратный годовой рост, который мы планировали.

PC Week: Как вы сейчас оцениваете ситуацию с ИТ в тех отраслях, с которыми работаете? Есть ли признаки возрождения?

В. К.: В 2011 г. начался подъем. Сейчас у нас есть все шансы выйти на желаемый двукратный ежегодный рост. Возьмем, к примеру, одно из наших направлений деятельности — автоматизация институтов, занятых проектированием промышленных объектов. Сейчас у них огромное количество заказов от нефтяных и энергетических компаний по объектам капитального строительства. Это говорит о том, что эти отрасли стали инвестировать в строительство промышленных и инфраструктурных объектов. Но поскольку из-за кризиса число проектных организаций уменьшилось, у многих сократились штаты, возник дисбаланс, и сейчас проектировщики не справляются с имеющимся объемом заказов, которые были придержаны во время кризиса. Так как у нас есть собственное подразделение, которое занимается проектированием объектов обустройства нефтегазовых месторождений и магистрального транспорта, мы четко диагностируем эту ситуацию.

PC Week: Какими видами информационных технологий вы сегодня занимаетесь? Какие задачи заказчиков решаете?

В. К.: В первую очередь наша область — все, что связано с поддержкой жизненного цикла объектов энергетики и нефтегазовой отрасли. Этот цикл состоит из стадий проектирования, строительства и эксплуатации, а в атомной энергетике — еще и вывода из эксплуатации, это совершенно особая область деятельности. На всех этих этапах мы поддерживаем управление объектами с помощью наших информационных систем. В рамках проектной деятельности используем САПР, PLM, ГИС, средства технического и организационного документооборота, управления проектами. На этапе строительства мы создаем системы планирования и мониторинга строительно-монтажных работ, оценки качества их выполнения, а также формируем модели объектов “как построено”, делаем электронные исполнительные съемки. Для этого применяются средства GPS/ГЛОНАСС, лазерного сканирования, создания сферических панорам, распознавания штрих-кодов и радиочастотных меток, мобильные устройства и так далее. На фазе эксплуатации возникает целый класс задач, связанных с инженерией: контроль за состоянием объектов, вопросы реконструкции и технического перевооружения, т. е. все, что входит в сферу компетенции главного инженера. И здесь речь идет уже об интеграции PLM-систем с системами АСУТП, MES, ТОиР и так далее. Как видите, экспертиза у нас довольно широкая.

PC Week: Как обстоят дела с конкуренцией на вашем рынке?

В. К.: В нашем сегменте — межсистемной интеграции — конкуренция очень слабая. У нас в стране много компаний занимается внедрением одного определенного класса ИТ-систем — например, только САПР или ГИС, и по каждому отдельному направлению нашей деятельности сильные игроки, конечно, есть. Но мало таких, которые имеют экспертизу и в САПР, и в ГИС, и в PLM, а также умеют интегрировать эти системы между собой и с другими системами, уже работающими на предприятиях заказчиков

А между тем спрос на интеграцию растет. Предприятия внедрили уже множество отдельных систем и теперь им нужно создавать единое информационное пространство. Для этого необходимо объединить системы разного типа, например САПР с ERP и ГИС или PLM с ТОиР. Мы как раз этим и занимаемся, а также решаем задачи междисциплинарной интеграции, в частности, связанные с передачей знаний со стадии проектирования на стадию строительства и далее в эксплуатацию. Ведь на этих этапах применяются не просто разные решения, а разные классы систем, используются совершенно разные подходы к процессам. И это очень сложная задача.

PC Week: То есть для вашей компании сейчас весьма благоприятный период с точки зрения возможностей развития бизнеса…

В. К.: Получается, что с самого начала мы правильно выбрали наш вектор. За восемь лет накопили большой опыт, наработали экспертизу, сформировали интеллектуальный костяк компании. Всем сегодня нужна электроэнергия и углеводороды. Концепция энергетической безопасности, утвержденная правительством РФ, способствует росту этого направления, и мы растем вместе со своими заказчиками.

Кроме того, три года назад мы начали реализовывать проекты в федеральных и региональных органах государственного управления. В основном мы предлагаем аналитические системы, в том числе интегрированные с ГИС, в частности для поддержки принятия решений в ситуационных центрах. Рост спроса в этом сегменте стимулируют государственные программы, такие как “Электронное правительство”, направленные на предоставление гражданам услуг в электронном виде.

Должен сказать, что сейчас в госсекторе появляются интересные идеи у заказчиков, хорошие возможности с точки зрения финансирования. Положительное влияние на информатизацию госсектора оказали и усилия государства по повышению прозрачности госзакупок. Благодаря этому сейчас любой сомнительный тендер подвергается активному обсуждению — и в СМИ, и в Интернете. В результате инновационным ИТ-компаниям стало проще выходить на этот рынок. Теперь большее значение приобретает не личное знакомство с заказчиком, а экспертиза и опыт исполнителей. Информационная открытость привела также к снижению стоимости проектов, так как коррупционная составляющая в цене сокращается. Госучреждения начинают более ответственно и эффективно тратить средства и получают возможность за те же деньги сделать больше полезных проектов по автоматизации своей деятельности.

PC Week: Недавно произошло слияние компаний “НЕОЛАНТ” и Real Geo Project. Почему возникла идея такого объединения?

В. К.: С Галиной Емельяновой, руководителем Real Geo Project, мы еще давно работали в одной компании, а уже потом создали новые компании, которые были вполне успешны и по отдельности. Так что мы хорошо знаем и уважаем друг друга, и это дало первоначальный толчок к объединению. Рассмотрев возможные варианты развития, мы решили, что объединение даст положительный синергетический эффект.

Обе наши компании работали на ИТ-рынке в очень близких сегментах — энергетике и нефтегазовой сфере. Но конкуренции между нами не было, ведь эти сегменты велики и у каждой компании была своя специализация. Например, в атомной энергетике мы сотрудничаем с электростанциями, проектными институтами, застройщиками и непосредственно с госкорпорацией “Росатом”. А Real Geo Project занимался больше объектами сетевой инфраструктуры. Вообще же Real Geo Project — многопрофильная фирма. Она продвигала ГИС и САПР, решая вопросы, связанные с землепользованием, а также работала в области машиностроения, которой “НЕОЛАНТ” вообще не занимался. Кроме того, Real Geo Project выполняла проекты и в госсекторе, но в основном для муниципальных организаций. После объединения мы сможем работать в госсекторе на всех трех уровнях — федеральном, региональном и муниципальном.

Таким образом, мы удачно дополняем друг друга с точки зрения и технической экспертизы, и заказчиков. Поэтому идея слияния оказалась весьма актуальной. И положительные результаты видны уже сейчас, спустя всего три месяца после него.

PC Week: Как реализована сделка?

В. К.: “НЕОЛАНТ” приобрел 100% акций Real Geo Project. Коллектив этой компании меньше, чем наш, и он целиком перешел к нам, а Галина Емельянова возглавила наш департамент ГИС. У Галины собрались интересные, высокопрофессиональные сотрудники, способные выдвигать идеи, доносить их до заказчиков и блестяще воплощать в жизнь.

Сначала мы немного опасались последствий слияния, потому что впервые в “НЕОЛАНТ” пришел столь большой коллектив — 30 человек. Но опасения оказались беспочвенными, а неизбежные в таких случаях шероховатости удалось быстро устранить.

PC Week: Для вас это уже не первая подобная сделка?

В. К.: Мы и раньше поглощали компании, правда, меньшего размера. Именно таким образом у нас появились два региональных офиса в Калининграде и Ставрополе — на базе местных фирм. Эти офисы являются проектными, то есть выполняют наши проекты. А в Санкт-Петербурге и Тюмени мы создавали представительские офисы, выполняющие коммерческие функции, и создавали их с нуля. Кстати, с приобретением Real Geo Project нам отошел и ее офис в Дубне в ОЭЗ, который занимается, в частности, созданием 3D-моделей, наполнением ГИС. Мы планируем активно развивать этот филиал, и сейчас ищем руководителя.

Дело в том, что партнерской сети у нас нет, и в регионах мы работаем через свои офисы. Мы выбрали такой подход, потому что услуги, которые мы оказываем, требуют нашего активного участия. Через партнеров можно продавать продукты, но не сложный сервис.

Через слияния мы реализуем стратегию объединения с интересными для нас коллективами со схожей корпоративной культурой и технологической направленностью. Эта стратегия появилась несколько лет назад, и сейчас мы активизировали работу в этом направлении. При этом нас особенно интересуют творческие коллективы, которые занимаются инновационными исследованиями и разработками, но не могут коммерциализировать свои наработки в силу отсутствия подобного опыта. У нас же сложились хорошие отношения с крупнейшими российскими потребителями инновационных решений — они нам доверяют, и поэтому через свои механизмы продвижения идей мы можем помочь встретиться заказчику и разработчику.

PC Week: До кризиса многие ИТ-компании сетовали на дефицит кадров. Но кризис несколько снизил остроту этой проблемы. Как сейчас обстоят дела с кадрами?

В. К.: Рынок ожил и кадров опять не хватает. У нас много открытых вакансий — в ближайший год собираемся принять на работу как минимум 100 человек. Каждый месяц к нам уже приходит от трех до десяти человек. Кстати, мы с удовольствием берем на работу студентов. Более того, сотрудничаем с ведущими вузами — с МЭИ, МФТИ, МГУ, МИФИ, которые присылают к нам на практику своих учащихся. Мы ищем выпускников и на ярмарках вакансий, отдавая предпочтение не ИТ-специалистам, а производственникам, т. е. тем, кто изучал предметную область. А работе с ИТ мы их научим сами.

PC Week: Какие планы на будущее?

В. К.: Планируем к 2015-му охватить своими офисами всю территорию России. Но это не значит, что офис будет в каждом регионе — мы будем двигаться туда, где есть наши заказчики. Рассчитываем также войти в число 30 крупнейших ИТ-компаний России и стремимся принять участие во всех крупнейших проектах в наших отраслях, например по обустройству месторождений, строительству железных дорог, атомных и гидроэлектростанций.

PC Week: Спасибо за беседу.