Средства печати — неотъемлемая часть рынка ИТ, при этом весьма консервативная. Даже интересные инициативы производителей далеко не всегда находят отклик у пользователей. Но означает ли это, что здесь уже все предопределено? Чем сегодня озабочены ведущие поставщики и потребители? Об этом 1-й заместитель главного редактора PC Week/RE Игорь Лапинский беседует с директором подразделения устройств печати и цифровой обработки изображений “НР Россия” Константином Кимельманом.

PC Week: Времена, когда технологии и инструменты печати вызывали активный интерес в ИТ-среде, кажется, давно прошли. Как вы думаете, это навсегда?

Константин Кимельман: Интерес к средствам печати был вызван тем, что у пользователей появлялись все новые задачи в данной сфере (цветная, двусторонняя и влагостойкая печать, увеличение скорости печати, печать с карт памяти и т. п.) и это подхлестывало производителей к совершенствованию своих технологий и продуктов. Но в какой-то момент новых задач не стало или пользователь просто не может их себе представить, а потому относится к средствам печати без прежнего интереса. Он понимает, зачем они ему нужны, зачастую может сам сделать выбор в пользу той или иной модели, но подходит к этому абсолютно утилитарно.

С моей точки зрения, интерес к данной тематике может всколыхнуться в случае принципиального изменения парадигмы печати. Сейчас принтеры и МФУ привязаны к конкретному месту (дом, офис) и устройству, с которого производится печать. У людей есть ноутбуки, планшеты, смартфоны, но нет привычки что-то печатать в другом месте, поскольку, как правило, это связано с целым рядом неудобств. Другое дело, если бы можно было печатать в любом месте так же легко, как у себя дома или на работе.

Еще один принципиальный момент заключается в том, что по большому счету средства печати никогда не воспринимались как самостоятельные устройства. А ведь если принтер подключен к Интернету, нет ничего проще превратить его в терминал, который будет выполнять определенные задачи, выдавая информацию на бумаге. И таких задач может быть множество. Например, вы подготовили документ в Google Docs, а потом на любом ближайшем принтере-терминале ввели данные своей учетной записи в Google и распечатали этот документ. Весь вопрос в том, хотят люди получать немедленно информацию в бумажном виде или нет.

Так что все зависит от того, будут ли найдены новые способы применения печатной техники, как это получилось с iPhone, разработчики которого, по их словам, и сами не предвидели всех вариантов его использования. Hewlett-Packard, например, представила новую линейку устройств для корпоративного рынка с открытой платформой, позволяющей сторонним разработчикам писать для них свои программы. Но что из этого выйдет — вопрос времени. Пока в отношении печати пользователи живут еще старыми понятиями.

PC Week: Вы подключили принтеры к Интернету, создали облачный сервис ePrint, но, похоже, и Интернет, где сейчас генерируется огромный объем информации, не оправдывает ожидания с точки зрения роста объемов печати.

К. К.: Как источник отправляемой на печать информации Интернет начинает доминировать. Но этот объем мог бы быть намного больше, если бы была решена задача комфортной печати того, что мы видим в браузере. Ведь большинство интернет-страниц нормально распечатать нельзя. Интернет ушел в сторону интерактивности и динамического наполнения страниц, что плохо совместимо с печатью на бумаге. И наступает системное противоречие: человек раздражается, если не может нормально распечатать то, что ему нужно, и постепенно просто отвыкает это делать.

PC Week: Если старые задачи решены, а новые еще нужно найти, за что идет конкурентная борьба?

К. К.: В потребительском сегменте первая зона конкурентной борьбы — это всё, что определяет первое впечатление покупателя. Вторая зона — функционал, стимулирующий пользователя печатать больше. Но что действительно сработает, заранее никогда не бывает ясно.

Сейчас все производители стремятся выпустить продукцию по более привлекательной цене или снабдить ее дополнительным функционалом без повышения стоимости. То есть решается задача, как сделать технологии доступнее, не теряя при этом в качестве продукции. Как раз этим вызваны изменения в комплектации современных устройств: снижение емкости стартовых картриджей, замена печатных руководств по эксплуатации электронными версиями.

Между тем в стремлении удешевить свои продукты производители уже фактически загнали себя в тупик. Снижение цен на оборудование означает сохранение высокой стоимости расходных материалов — чудес ведь не бывает. На мой взгляд, мы уже приблизились к пределу терпения покупателей, которые не понимают, почему картриджи по цене иногда сопоставимы с принтером. И я не исключаю, что со временем спираль может развернуться в обратном направлении.

PC Week: В корпоративном сегменте, надо полагать, проблемы иные?

К. К.: Если частный пользователь сам решает, что и как ему печатать, то корпоративный вынужден соблюдать нормативные требования. Государство так усложнило требования к документальному сопровождению коммерческой и производственной деятельности, особенно в целях борьбы с коррупцией, что предприятие в принципе не может обойтись без печати. И до тех пор, пока в стране не будут решены вопросы электронного документооборота и законности применения электронных документов в юридических разбирательствах, печатать в офисах будут в огромных объёмах. Причем изменения нормативных требований могут обусловить и значительные перемены на рынке средств печати. Например, если налоговая инспекция вдруг потребует отчеты с выделением ряда показателей цветом, то это тут же обеспечит массовый переход на цветную печать с соответствующим изменением расстановки сил на рынке. Правда, ни в одной стране у налоговых служб нет такой практики.

PC Week: В конце декабря вы высказали предположение, что рынок средств печати в России достигнет докризисного уровня лишь к концу 2011-го. Прогноз подтверждается?

К. К.: Отгрузки за первые два квартала 2011 г. позволяют предположить, что по итогам этого года рынок вырастет, но докризисного уровня не достигнет. Отчасти это связано с ограничением поставок наших устройств, вызванным последствиями землетрясения в Японии. Поскольку HP в России принадлежит львиная доля рынка средств печати, это безусловно повлияло на его размер и темпы роста в первом полугодии 2011 г.

Кстати, большой вопрос — что будет с рынком после его восстановления. Дело в том, что в докризисный период многие устройства покупались со значительным запасом по мощности и эксплуатировались с недогрузкой. А в кризис тенденция сменилась, и сколько бы ни было в стране нефтедолларов, к былым годам (2007—2008), когда покупали не задумываясь, мы уже вряд ли вернемся. Средства печати попали в статью экономии, и рост этого сегмента в текущем его состоянии будет тесно связан с качественным ростом экономики страны.

PC Week: А есть такие сегменты, которые принципиально не оправдывают ваши ожидания по темпам восстановления?

К. К.: На рынке оборудования сюрпризов нет. Необычной оказалась динамика в сегменте расходных материалов. В определенный момент на них стали экономить даже в большей степени, чем на принтерах и МФУ, особенно в корпоративном секторе. Поскольку закупка расходных материалов, как правило, проходит по статье мелких товаров для офиса (канцтоваров, бытовой химии и проч.), а тут урезали всё, что могли, компании вынужденно перешли на наиболее дешевые альтернативные материалы, и так терпимо стали относиться к невысокому качеству печати, что по выходе из кризиса не спешат возвращаться на оригинальные. Поэтому нам приходится акцентировать внимание заказчиков на том, что качество печатных документов — это важная составляющая общего имиджа любой компании. Дело даже не в том, больше мы продадим или меньше. Уважающие себя фирмы не должны экономить таким образом — это уже просто неприлично.

PC Week: Вы не драматизируете ситуацию? Ведь и альтернативные расходники бывают разные…

К. К.: А вы при случае обратите внимание, как отпечатаны меню в кафе и ресторанах. Или вот последний пример из моей практики. Гостиница “Англетер” в Санкт-Петербурге. На толстой гербовой бумаге нам распечатывают счет. Я встряхиваю его, и практически треть тонера осыпается. И это в гостинице, где останавливаются солидные люди, а проживание стоит очень недешево. Спрашиваем, почему так, — все разводят руками. Никто в компании за качество в этой области не отвечает. Многие сотрудники, отправляющие документы на печать, даже не понимают, что такое оригинальный картридж. Если написано, что он для принтера HP, то уже воспринимается как оригинальный.

А в госструктурах ситуацию усугубило само государство. Федеральный закон № 94-ФЗ просто исключил возможность для учреждений закупать оригинальные расходные материалы, поскольку они дороже. И только с мая нынешнего года стало возможным указывать в тендерной документации требование о предоставлении именно оригинальных расходных материалов от производителя оборудования.

PC Week: Вы что-нибудь предпринимаете, чтобы поправить ситуацию?

К. К.: Мы предоставляли свои комментарии различным рабочим группам, участвовавшим в разработке новой редакции закона, а также много внимания уделяем консультациям крупнейших заказчиков из числа государственных организаций по вопросам обеспечения качества печати и долгосрочной эксплуатации парка печатной техники.

Но все же ключевые перемены в корпоративном сегменте могут произойти в случае передачи ответственности за закупку оборудования и расходных материалов в одни руки, а также развития услуг управления печатью.

PC Week: По большому счету любое предприятие заинтересовано не столько в дешевых картриджах и оборудовании, сколько в снижении общих расходов на печать.

К. К.: Да, но так поставить задачу может только финансовый директор или глава компании. И тогда выясняется, что тратятся избыточные средства на поддержку разнородного парка печатающих устройств и поддержание запаса расходных материалов для них. Нет контроля за тем, кто и что печатает. И вообще вокруг инфраструктуры печати масса различного рода злоупотреблений — сотрудники не считают, что крадут у своего работодателя, если печатают на офисном оборудовании документы для личного использования.

Предлагая свои услуги, мы все это учитываем, и в итоге экономия получается существенная. При этом мы фактически возвращаем заказчика на оригинальные расходные материалы.

PC Week: IDC оценила рынок услуг управления печатью в 42 млн. долл. Это ведь очень мало.

К. К.: Тем не менее сдвиги произошли серьёзные. У финансовых директоров появился к этому интерес — сказались и последствия кризиса, и необходимость наведения порядка внутри предприятий. Особую заинтересованность в таких услугах проявляют компании с географически распределенной структурой. Для них в ряде случаев главное даже не экономия. Если, например, у банка тысячи отделений по всей стране, а в отделениях число печатающих устройств сведено к минимуму, то отключение даже одного из них из-за поломки или отсутствия картриджей уже отражается на операционной деятельности. Поэтому первое, о чем спрашивают нас в таких компаниях, — это сможем ли мы обеспечить замену принтера в любом отделении или доставить в него картриджи в срок не более 24 часов.

PC Week: Много заказчиков пользуется вашими услугами управления печатью?

К. К.: Уже несколько десятков, среди них — “Протек” и “Газпромнефть”. У нас уже создан целый отдел, который занимается делопроизводством по этому направлению, отслеживает поставки, состояние склада и т. д.

PC Week: Если сравнить магические квадранты Gartner по рынку принтеров и МФУ за декабрь 2008-го и июль 2010 гг., то выясняется, что позиция HP ухудшилась по сравнению с главными конкурентами. С чем это связано?

К. К.: Сама Gartner дает банальное, но очень правильное пояснение. Дело в том, что в линейке корпоративных печатающих устройств HP есть небольшие пробелы в старшем сегменте, а это значит, что в некоторых проектах мы не можем поставить весь комплекс оборудования заказчику .

P C Week: Почему так случилось?

К. К.: В какой момент предполагалось, что в этот сегмент мы будем поставлять струйные устройства, и разработки старших моделей лазерных устройств были приостановлены. Если помните, у нас была такая замечательная машина EdgeLine — высокопроизводительное МФУ на основе струйной технологии печати, в котором печатающая головка была шириной со страницу. Мы планировали масштабировать эту технологию и полагали, что со временем она заменит лазерную. С производительностью, с цветопередачей все было очень хорошо. Но потом от этой технологии отказались, а цикл разработки новых лазерных устройств требует времени.

PC Week: А перемены в высшем руководстве HP как-то отражались на вашем подразделении, на его стратегии?

К. К.: Мы каждый раз вполне укладывались в предложенную новым руководителем стратегию развития компании. Марк Хёрд, например, уделял больше внимания диверсификации бизнеса, чтобы снизить зависимость компании от оборота и рентабельности подразделения IPG за счет интенсивного развития других направлений. Это и понятно, поскольку рекордного роста в нашем сегменте трудно ожидать. Средства печати — очень консервативное направление. Взрывной рост здесь возможен в случае качественных изменений на рынке: перевода на цифровую печать издательских систем или, например, внедрения модели коммунальных услуг в потребительской печати, о чем я упоминал вначале. Я, например, мечтаю о времени, когда смогу продавать принтеры со встроенным GSM-модемом и с возможностью блокировки по Сети. Хотите что-либо напечатать — дома или где-то еще — положите на свой счет определённую сумму и печатайте. В таком случае вообще никого не будет волновать, сколько стоит принтер и сколько картридж. Главное, чтобы сотовая связь работала и хакеры не вмешались. Но это уже другой принцип.

PC Week: Спасибо за беседу.