В конце августа компания AMD ( объявила, что ответственность за деятельность представительства AMD в России и странах СНГ (AMD CIS) возложена на Ирину Гусеву, которая сменила на этом посту Александра Беленького, проработавшего в AMD CIS более восьми лет (с момента основания соответствующего подразделения) и назначенного вице-президентом AMD по продажам международным производителям ПК в регионе EMEA. О том, как г-жа Гусева видит перспективы компании на российском рынке, она рассказала нашему обозревателю Владимиру Митину.

PC Week: Перемены в топ-менеджменте московского офиса AMD практически совпали по времени с переменами в штаб-квартире компании, где кресло CEO занял Рори Рид. Как известно, поиски нового главы AMD длились почти восемь месяцев. Сколько времени заняли поиски нового главы московского офиса AMD?

Ирина Гусева: В AMD CIS всё происходило значительно быстрее и проще. Я пришла сюда в ноябре прошлого года и первое время отвечала за продажи в канале. Но для компании я не была новым человеком. Работая давно на ИТ-рынке (в Hewlett-Packard, “Медиа Маркт Сатурн” и Excimer) и занимаясь приобретением или продажей продуктов на базе решений AMD, я была знакома со многими её сотрудниками, так как часто пересекалась с ними по бизнесу. Ведь российский ИТ-рынок относительно невелик и практически все топ-менеджеры знают друг друга в лицо.

Уверена, что решение европейской штаб-квартиры AMD о моем назначении на пост главы AMD CIS было принято с учетом хороших результатов представительства по итогам продаж в канале в начале нынешнего года. Хочу подчеркнуть также, что кадровые перемены в AMD CIS никак не связаны с кадровыми переменами в AMD на глобальном уровне. Александр Беленький получил предложение стать вице-президентом AMD по продажам международным производителям ПК в регионе EMEA ещё весной этого года, то есть задолго до назначения Рори Рида на пост CEO AMD. И весной же он начал передавать свои дела мне. То есть кресло главы AMD CIS (официальное название соответствующей должности — General Manager Russia & CIS AMD) не пустовало ни одного дня.

PC Week: Бытует мнение, что в отрасль информационных технологий в основном приходят мужчины, которые в школьные или студенческие годы увлекались различными “умными железками” или проявляли склонность к программированию. А вас чем привлекает эта отрасль?

И. Г.: Любовь к так называемым “мужским хобби” (рыбалка, машины, высокотехнологичные устройства и т. д.) мне привил отец. Он очень хотел сына, но так получилось, что родилась дочь. Однако это обстоятельство не повлияло на его представление о том, чему надо учить своих детей. Пытаясь воспитать себе товарища, он вложил в меня всю свою душу. За что я ему очень благодарна. Я, правда, не оканчивала технического вуза (у меня два высших образования — экономическое и лингвистическое, плюс MBA в области маркетинга и управления продажами), но любовь к “умным железкам” у меня осталась.

PC Week: Обычно смена главы регионального офиса сопровождается изменением приоритетов работы. Будут ли меняться таковые в AMD CIS?

И. Г.: Этот вопрос задают мне многие. И я всегда отвечаю: “Революции в партнерской политике AMD CIS не будет!”. Александр Беленький выстроил это представительство буквально с нуля и сделал все настолько правильно, что нет никакого смысла каким-то образом “перекладывать камни”, заложенные в фундамент и стены этого офиса. В России продвижением нашей продукции занимаются четыре очень грамотных дистрибьютора. У нас есть также программы работы с наиболее крупными партнерами. Несколько лет назад в AMD CIS появилось подразделение по работе с розничными сетями (как компьютерными специалистами, так и сетями бытовой техники и электроники). Разумеется, ситуация на ИТ-рынке меняется, и в программы нашей работы с партнерами время от времени приходится вносить определенные коррективы. Но они носят не революционный, а эволюционный характер.

В то же время сама AMD качественно меняется и осваивает новые рыночные ниши. Если раньше мы поставляли своим клиентам только процессоры для настольных ПК и серверов. Затем мы вышли на рынок процессоров для мобильных устройств. После приобретения в 2006 г. канадской фирмы ATI Technologies в нашем портфеле появились различные графические решения. А в январе этого года с появлением в семействе продуктов AMD VISION “истинно гибридных” процессоров серий E (для нетбуков, неттопов и ноубуков), С (для компактных нетбуков) и Z (для планшетов) мы начали выделять в структуре продаж новый сегмент устройств. Это абсолютно новые продукты, которых рынок раньше не видел и не понимал. В июне этого года к данному новому сегменту присоединились мощные гибридные процессоры серии A, в которых есть модели как для мобильных, так и для настольных компьютеров. Они позволяют создавать весьма недорогие устройства с низким энергопотреблением и быстродействующей встроенной графикой дискретного уровня. К тому же к этим процессорам у нас есть чипсеты с поддержкой спецификации USB 3.0, что во многих случаях очень важно. В то же время мы не прекращаем производство процессоров традиционных, не имеющих в своем составе графических решений. У них также есть своя рыночная ниша и свои потребители.

PC Week: Если в тех или иных сегментах процессоры AMD окажутся популярнее процессоров Intel, сможет ли ваша компания удовлетворить спрос на них?

И. Г.: Да, сможет. Два с лишним года назад AMD перестроила глобальную стратегию, отказалась от собственных мощностей по производству микросхем (хотя и сохранила некоторую долю в их акционерном капитале) и сконцентрировала свои усилия на разработке и продвижении высокотехнологичной и востребованной рынком продукции. Реорганизация компании дала AMD определенные преимущества (прежде всего — гибкость поведения на рынке) и практически ничем не ограниченные возможности расширения объемов выпускаемой продукции. Исследованием и разработками в AMD ныне занимаются более двенадцати специализированных центров, расположенных в разных странах. В России такого центра пока нет. Хотя не исключено, что когда-либо он может появиться.

Спрос на устройства, в которых используются процессоры AMD, уже сейчас весьма велик. К примеру, в России, по оценкам GfK, в настоящее время в сетях бытовой техники и электроники доля продаваемых системных блоков на базе AMD приближается к 50%. Что же касается ноутбуков, то здесь в последние месяцы аналогичный параметр составляет почти 30%. Лично мне приятно отметить, что в последние годы по данным параметрам Россия опережает большинство других стран Европы. Если же говорить о количестве ввозимых в нашу страну процессоров для настольных ПК, то, согласно оценкам IDC, по итогам II кв. 2011 г. их доля составляла около 32% от общего объема поставок (в штучном выражении).

PC Week: Насколько московский офис AMD свободен в выборе тактики и стратегии своего поведения на российском рынке?

И. Г.: Несмотря на то что мы работаем в очень тесном контакте с центральной (г. Остин, США) и европейской (г. Мюнхен, Германия) штаб-квартирами, у нас есть независимость в принятии решений. Всё, что мы делаем в России, мы делаем с учетом российской действительности и особенностей российского менталитета. Ведь те инструменты повышения рыночной доли, которые прекрасно работают в одной стране, могут совершенно не работать в другой. К тому же страны отличаются друг от друга по структуре потребления ИТ-оборудования. К примеру, в одних странах доминирует розничный сегмент, а в других корпоративный. Есть и другие различия, которые надо учитывать при формировании стратегии поведения ИТ-компании на конкретном рынке.

Главный же наш принцип таков: прибыль от продаж оборудования AMD должны получать все звенья канала продаж. Как “крупные” (мастер-дистрибьюторы и розничные сети федерального масштаба), так и “маленькие” (небольшие магазины и корпоративные реселлеры). Иными словами, мы стремимся к тому, чтобы всем партнерам было интересно с нами работать. При этом мы не только следим за рынком, но и стремимся влиять на его развитие.

PC Week: Как ныне выглядит экосистема российских партнеров AMD, являющихся локальными сборщиками?

И. Г.: Все крупные локальные сборщики являются участниками нашей партнерской программы FPP (Fusion Partner Program), в рамках которой в зависимости от объемов закупок существуют три статуса: Elite (он присваивается самым крупным партнерам), Premier и Select. В России и на Украине в общей сложности сейчас насчитывается 73 партнера со статусами Elite или Premier. Кроме того, имеется свыше ста Select-партнеров. Мне сложно говорить о том, сколько именно компьютеров в год они собирают (я отслеживаю в основном только финансовые показатели), но могу сказать, что на них приходится примерно 80% наших продаж (в денежном выражении). Доля Украины составляет примерно 25% от российских объемов. С более мелкими производителями ПК напрямую работают лишь наши мастер-дистрибьюторы. Штат AMD CIS (включая офисы в Москве, Киеве и представителей в ряде регионов) относительно невелик (около сорока человек), и мы чисто физически не можем плотно контактировать со всеми потребителями нашей продукции.

Судя по объемам закупок в денежном выражении, каждый российский Premier-партнер за год производит свыше 5 тыс. настольных ПК, а каждый Select-партнер — не менее тысячи. Но это очень приблизительные цифры. К тому же одни компании специализируются на сборке большого количества относительно недорогих машин, а другие любят выпускать высокопроизводительные системы. Поэтому сравнивать сборщиков ПК лишь по количеству выпускаемых ими единиц продукции не совсем правильно. Своими программами мы стараемся охватить всех заметных игроков рынка во всех регионах. Только в первой половине этого года количество участников нашей программы FPP увеличилось на 15 компаний.

PC Week: Спасибо за беседу