Компания Microsoft на прошедшей в середине сентября конференции BUILD, ориентированной на разработчиков ПО, представила предварительную версию следующей настольной Windows, заявив одновременно о пересмотре концепции создания ОС (устами руководителя подразделения Windows Стивена Синофски) и даже более того — о пересмотре стратегии корпорации (об этом сказал глава компании Стив Балмер). Сказано это было, как всегда на мероприятиях такого уровня, эмоционально, профессионально и красиво. Однако хладнокровный анализ увиденного и услышанного не позволяет пока понять, в чем же именно будут заключаться объявленные перемены.

Политика сотрудничества с разработчиками (на это сделал акцент Стив Балмер) — это “красная линия” стратегии компании фактически со времени ее основания. О движении в стороны облаков и об интеграции продуктов Microsoft с онлайновыми сервисами глава корпорации говорит уже несколько лет (при этом бизнес-показатели корпорации выглядят тут не очень убедительно — ее подразделение онлайновых сервисов в течение уже многих лет свой работы из год года трудится с большими убытками). По большому счету, новым на конференции стало только заявление (подтвержденное выпуском Windows 8 Developer Preview) об ориентации на использование сенсорно-пальцевого пользовательского интерфейса. Но и эти слова трудно назвать неожиданными (скорее, возникает вопрос — почему компания не сделала это раньше), да и совсем новыми их нельзя назвать.

В любом случае, чтобы оценить и понять заявления и объявления, сделанные на BUILD, полезно вспомнить историю вопроса.

Новая жизнь с каждой новой версией

Вообще-то заявления о “новом этапе в жизни Windows” в той или иной мере делаются компанией регулярно, при анонсе каждой очередной версии ОС. И хотя можно по разному оценивать соответствие обещаний реальному результату, нужно признаться, что в целом чаще всего эти слова действительно отражают векторы развития и Windows и самой компании. Наверное, самые серьезные (из числа последних) объявления о технологической направленности Windows были сделаны в октябре 2003 г. на конференции Professional Developer Conference. Тогда были объявлены планы создания ОС нового поколения, которая тогда была представлена под названием Longhorn и потом появилась на рынке как Windows Vista и Windows Server 2008. Причем аналогия нынешней BUILD 2011 и той PDC 2003 просматривается очень хорошо, и тут стоит сделать несколько замечаний.

Прежде всего, нужно отметить, что далеко не все из обещавшегося на PDC 2003 было выполнено. Это не упрек компании (коррекция планов — это реальность, нормальная практика), а просто констатация фактов, о которых нужно помнить, говоря о сделанных сейчас заявлениях. В частности, в 2003 году говорилось о выпуске Longhorn в течение ближайших двух лет (Vista вышла в 2007-м, серверный вариант — спустя еще год). В качестве одного из технологических новшеств была обещана новая файловая системы, она не появилась вовсе.

Что касается расширения присутствия Windows на всех устройствах, так или иначе использующих ПО, то эту задачу Microsoft обозначила давным-давно и с тех постоянно занимается ее решением. Надо признать, что расширить использование Windows с настольных ПК в сторону серверов компании, безусловно, удалось и весьма успешно еще во второй половине 1990-х, несмотря на многочисленные экспертные оценки тех времен. С конца прошлого столетия компания начала активно двигаться в сторону коммуникационных мобильных устройств. Дела тут шли с переменными успехами, но все же на сегодняшних день компания, скорее, находится (и уже давно) в категории “перспективных игроков”, но не лидеров.

Говоря о причинах “трудной судьбы” Windows на мобильном фронте, нужно, конечно, в первую очередь отметить, что данный сегмент рынка в принципе серьезно отличается от традиционного (вычислительного) ИТ-рынка, откуда “родом” Microsoft, и сюда не очень хорошо вписываются бизнес-модель работы корпорации и ее технологии. Тем не менее важным моментом является то, что Microsoft, проявляя свои высокие “бойцовские” качества, упорно сражается за лидирующие позиции в мобильно-коммуникационном мире и возможности для нее тут еще далеко не исчерпаны.

В комментариях наблюдателей относительно развития Windows-бизнеса Microsoft нередко звучат замечания, порой язвительные, в отношении способности компании осваивать новые сегменты рынка. Но фактически уже само наличие таких обсуждений является невольным признанием того, что компания, несмотря на огромные свои размеры и груз наследия, достаточно эффективно развивает свой бизнес в изменяющих условиях ИТ-рынка (ведь у многих других “гигантов” об освоении новых сфер и разговор даже не заходит). И в этой связи нужно отметить, что, наверное, главное достижение Microsoft, которое не замечают многие эксперты, — это то, что компания успешно удерживает позиции (несмотря на многочисленные попытки потеснить со стороны серьезных конкурентом) на огромном и постоянно растущем классическом компьютерном рынке. Если говорить более конкретно о настольных Windows, то нужно отметить, что Microsoft в кооперации с Intel весьма успешно смогла освоить и фактически полностью завоевать сегмент мобильных ПК (лаптопы, ноутбуки, а потом и нетбуки).

История с планшетами началась 10 лет назад

А вот с еще одним новым сегментом — планшетными компьютерами — у Microsoft дело как-то пока не очень ладилось. И Windows 8, насколько это видно сейчас, — это шаг корпорации в направлении изменить ситуацию в свою пользу на этом быстрорастущем и весьма перспективном сегменте ИТ-рынка.

Вообще-то, назвать Microsoft новичком в области планшетов никак нельзя. В этой связи нужно вспомнить, что еще ровно 10 лет назад, на PDC 2001, стоявший тогда во главе корпорации Билл Гейтс представил прототип планшетного ПК под Windows (но с управлением экраном с помощью пера, а не пальцев), заявив, что это направление будет приоритетным в развитии “клиентского” бизнеса компании и призвав разработческое сообщество включиться в этот процесс. К тому моменту, в принципе, подобные планшеты на рынке уже были, но это были в тот момент чисто нишевые продукты. Поэтому выход на арену Microsoft с ее спецификациями Tablet PC эксперты расценили как начало “промышленного” этапа в развитии данного направлениях.

И действительно, число планшетов типа Tablet PC от разных производителей быстро росло, и в 2004 г. с выпуском Windows XP Tablet PC Edition (и ряда офисных приложений, ориентированных на планшеты) эти устройства уже занимали заметное место на компьютерном рынке. Но довольно скоро тут стало наблюдаться замедление активности, а затем и откровенный спад. Характерно, что в момент выпуска Windows Vista в 2007 г. про планшеты как отдельное направление развития ОС и бизнеса Microsoft уже не вспоминала. Причина этому была не очень понятна, эксперты расходились во мнениях в поисках объяснений: то ли Microsoft “опередила” время, начав двигаться в этом направлении слишком рано, то ли чисто экранный интерфейс не имел в принципе реальных перспектив.

Хотя никак нельзя сказать, что Microsoft не занималась поиском новых форм пользовательского интерфейса. Например, еще в мае 2006 г. компания представила свою концепцию multi-touch, которая сначала была реализована на устройствах Windows Surface. Потом эта технология в достаточно зрелом виде была продемонстрирована разработчиками ПО (опять же с призывом заняться этим направлением) на PDC 2008 (akolesov.livejournal.com/98082.html). Затем возможности управления настольной ОС в режиме “касания” были реализованы в выпущенной спустя год Windows 7, но все же это было лишь небольшое расширение для системы, не получившего в рамках бизнеса Microsoft серьезного развития.

Давление конкурентов заставляет

И тут грянул гром (впрочем, не такой уж нежданный): в начале 2010-го на рынок планшетов вышла компания Apple со своим iPad, в котором на уровне полноценного персонального компьютера были реализовали идеи (и повторен успех), ранее представленные на малогабаритных iPhone и iPod. А за ними на рынок вышли и Andoid-планшеты. Обстановка в сфере новых клиентских устройств быстро развивалась в явно не очень благоприятном для Microsoft направлении.

Отражение этой ситуации нашло, в частности, в виде публикации 4 февраля 2010 г. в New York Times статьи Дика Брасса “Microsoft’s Creative Destruction”, что можно перевести как “Microsoft губит созидательные способности”. Краткое содержание этой статьи: автор “пытается понять, как так получилось, что Microsoft больше не является инновационной компанией”, при этом он рассматривает, как раз пример проекта с выпуском Tablet PC (Брасс был одним из его руководителей в начале века), который, по его мнению, был прекращен руководством корпорации из-за недооценки перспективности этого направления и непонимания развития рыночных тенденций.

На этом рыночном фоне уже с осени 2009 г. в СМИ стали появляться первые “утечки” про следующую версию Windows, которая уже тогда стала именоваться “8”. Вся эта информация носила очень общий характер, и как обычно на таком раннем этапе проекта, имела явную нацеленность на поддержку внимания к теме рынка и зондаж мнения ИТ-общественности.

Уровень информативности таких “утечек” можно оценить по появившимся сразу после той публикации в NYT высказываниям двух сотрудников: один из них сообщил, что Windows 8 будет потрясающей, другой поведал, что Windows.next полностью изменит способы использования персональных компьютеров, равно как и отношение к ПК. А вот, что тогда же было опубликовано о Windows 8 в русской Википедии: “...внимание будет уделено системе распознавания голоса и голосовому управлению, будет улучшена виртуализация, реализована тесная интеграция с мобильной версией ОС, поддержка распознавания жестов, усовершенствована система восстановления, появятся новые функции обеспечения безопасности”. Подобный текст относится, скорее, к категории “вечных ценностей”, и в частности, сильно напоминает слегка модифицированный текст о будущих возможностях Windows Vista пятилетней давности.

А тем временем популярность не-Windows планшетов бешено росла. В начале апреля 2011-го Apple выпустила iPad 2, на который в онлайновых магазинах заявки принимались только на конец лета, а в США в офлайновые Apple Store люди занимали очередь с ночи.

Вот на таком рыночном фоне в конце весны 2011 появилась первая более конкретная информация о будущей Windows 8 (с демонстрацией фрагментов нового интерфейса), которая приобрела уже формы рабочего прототипа, а нынешней осенью на BUILD 2011 — и о некоторой новой стратегии Microsoft в области настольных ОС. Имея в виду изложенную тут предысторию вопроса, увиденное и услышанное на конференции (в том числе в кулуарах) стоит обсудить отдельно.