Подсознательно закралась мысль: HP — это государство. Конечно же к реальной геополитике данное утверждение никак не относится. Но для тех, кто страдает гигантоманией и парадоксальностью мышления, — самое то! Для сравнения: по данным Википедиа, население княжества Андорра по состоянию на 30 сентября 2008 г. составляло 84 129 человек. Сегодня в HP (по данным блога компании на habrahabr.ru) работает 304 тыс. человек в 170 странах. Географически они разделены на три больших и примерно равных региона: Европа, Ближний Восток и Африка (EMEA); Америки (Северная и Южная) и Азиатско-Тихоокеанский. Разумеется, сравнивать несравнимое, скажет читатель, не имеет смысла. Но, согласитесь, масштабы впечатляют! Я говорил, что HP не имеет никакого отношения к геополитике? Имеет. Сейчас компания напоминает королевство кривых зеркал, колосса на глиняных ногах, а в её рядах царит разброд и шатание. Налицо кризис управления. Именно об этом будет идти речь в статье.

Проблема управления компанией стала совершенно явственной после того, как HP приняла решение выделить бизнес, связанный с производством персональных компьютеров, в отдельную структуру, а также свернуть продвижение мобильных устройств на базе webOS. Это решение вызвало недоумение у всех без исключения вовлечённых и как-либо ещё заинтересованных в ИТ-индустрии людей. Компания, которая на данный момент является лидирующим производителем персональных компьютеров в мире, решает избавиться от своего основного бизнеса? За этим последовала незамедлительная реакция счастливых конкурентов — в частности, Dell выступила с заявлением о том, что данные перемены пойдут ей на пользу. “Мы преданы ПК-бизнесу. Мы преданы широкому спектру решений, — отметил Майкл Делл. — Уход HP из ПК-бизнеса это в первую очередь представляет благоприятную возможность для наших каналов сбыта. Это даёт нам ощутимое преимущество”. Пресса бурно обсуждает, кто же станет покупателем ПК-бизнеса HP. В качестве наиболее вероятных правопреемников назывались Samsung, Lenovo, та же Dell. Официальное опровержение такой информации сделала пока что только Samsung.

Затронем последние перемены среди руководства высшего звена, но не лишним будет упомянуть и о некоторых громких эпизодах из управления компанией до сегодняшнего времени. Карли Фиорина стала свидетелем в судебном деле, где опровергала обвинения члена правления HP Уолтера Хьюлетта в том, что она обманывала акционеров в отношении финансовых перспектив сделки по поглощению Compaq и оказывала давление на крупных инвесторов при голосовании. Эта сделка обошлась акционерам HP в 25 млрд. долл. Кстати, об увольнении Карли Фиорины мы уже писали . Ещё один скандальный эпизод связан с уходом Майкла Хёрда в связи с расследованием фактов и обстоятельств, имеющих отношение к выдвинутому против него обвинению в сексуальных домогательствах. Нужно добавить, что, будучи генеральным директором, президентом и председателем совета директоров, он сумел удвоить капитализацию HP, а общие продажи увеличить на 65 млрд. долл. Не углубляясь в детали увольнения, отмечу, что страсти там кипели нешуточные.

Наш следующий персонаж — Лео Апотекер, он же предпоследний CEO HP. Выходец из SAP AG, немецкого флагмана корпоративного софтостроения, решил перенести свой опыт управления также и в HP. Инициатива выделения/продажи ПК-подразделения, а также покупки британской компании Autonomy исходит от него. Autonomy занимается разработкой поисковиков, способных понимать видео- и музыкальные запросы, а также искать сообщения электронной почты и посты в соцсетях. “Это лидер по поиску в неструктурированных данных, в чем-то таком, что не состоит из таблиц и не является текстовым документом”, — поясняет стратег лондонской Olivetree Securities Тим Дэниелс. Сумма сделки составит 10,3 млрд. долл. — на 64% выше рыночной цены. HP потеряла 12 млрд. долл. капитализации на новостях о прекращении производства персональных компьютеров. Её акции упали сразу на 20%. Акционеры недовольны главой НР Лео Апотекером: он слишком рано заявил о планах по изменению стратегии, чем серьезно навредил компании.

Процесс отбора г-на Апотекера в — это отдельная история. Вот перевод “утечки”, которой порадовал общественность один из бывших директоров HP Том Перкинс: “Процесс выбора нового CEO стал чем-то вроде горячей картофелины. После того как список претендентов на пост CEO сократился до трех фамилий, ни один из остальных восьми директоров не пожелал с ними встречаться. Когда выбор остановили на Апотекере, с ним также никто не встретился. В итоге к моменту назначения нового босса большинство директоров не видело его ни разу”. Как говорится, ни отнять, ни прибавить.

Уже 22 сентября текущего года, после увольнения Лео Апотекера, новым CEO становится Мэг Уитмэн. До этого, с января 2011 г., она уже состояла в составе совета директоров HP. С 1998-го по март 2008-го возглавляла eBay. А ещё раньше Уитмэн успела поработать в Walt Disney, в компании по производству игрушек Hasbro, в компании по продаже цветов FTD и так далее. В своё время журнал Fortune включал ее в список самых влиятельных женщин мира. В 2010 и 2011 гг. журнал Forbes включил ее в список богатейших бизнес-леди планеты. Ее состояние оценивается в 1,3 млрд. долл. В прошлом году г-жа Уитмен претендовала на пост губернатора штата Калифорния, который оставил Арнольд Шварценеггер.

Теперь позвольте привести несколько цитат аналитиков, которые дают свою оценку текущей и прогнозируемой ситуации в компании. Крис Уитмор из Deutsche Bank: “Несмотря на многие достоинства Уитмэн, она не обязательно проявит глубокую практическую проницательность (цепочки поставок, логистика, аппаратная и техническая стороны и т. п.), необходимую во избежание ошибок её предшественника — особенно в этом окружении. Кроме того, мы считаем риск провала менеджмента очень высоким”. Бен Рейзес из Barclay's Capital: “Есть вероятность того, что Уитмэн расширит число талантливых сотрудников HP, но компания может потерять некоторых людей. Мы считаем, что правлению Уитмэн необходимо действовать решительно, чтобы удержать ключевых руководителей. (Здесь аналитик перечисляет топ-менеджеров в большом количестве, поэтому пропустим этот момент. С. С.) Она ещё не объявила, как компания планирует улучшить свою маржу и деятельность в ключевом бизнесе, хотя ей придётся сделать это. Другой проблемой, которая, похоже, становится более значительной, является резкий спад в продажах серверов, особенно UNIX-серверов, которые являются важным источником прибыли”.

В целом сложившуюся в HP ситуацию очень хорошо передают слова уже упоминавшегося Тома Перкинса, выразившего своё отношение к происходящему с компанией таким образом: “Я не знал, что есть такое понятие, как “корпоративный суицид“, но теперь ясно, что оно существует. Это просто ошеломительно”.

На фоне всей этой неопределённости для HP есть и хорошая новость, которая состоит в том, что точка невозврата ещё не пройдена. А с позиции пользователя некоторыми продуктами этой легендарной компании так и хочется спросить: как же мы будем без ваших-то принтеров?