В прошлом году создалось впечатление, что на рынке средств унифицированных коммуникаций (Unified communications,UC) лидерство безоговорочно захватила образовавшаяся тут “большая тройка” — Avaya, Cisco, Microsoft. Но очередной, выпущенный недавно ежегодный отчет Gartner по теме UC показал, что приотставшие было Alcatel-Lucent и Siemens Enterprise Communications явно не хотят мириться со вторым ролями, и в 2011-м снова вошли в состав лидирующей группы. А вот IBM медленно, но верно свои позиции сдает; вовсе исчезла из магического квадранта компания SAP…

В качестве одной из главных тенденций на этом рынке Gartner выделяет смещение поставок от наборов широкого спектра разрозненных средств к более полными интегрированным комплексам. Другой важной тенденцией является растущий интерес к облачными моделям, которые часто используются в сочетании с традиционным “инсталлированным” вариантом применения UC-функционала. Все это происходит на фоне усиливающегося влияния мобильности и повышения актуальности продуктов для частных пользователей. Это хорошо видно на примере деятельности лидеров данного сегмента рынка.

Так, Cisco смогла расширить интегрированные возможности своего UC-пакета версии 8.x. В том числе она успешно объединила уже имеющиеся свои видеорешения с продуктами приобретенной Tandberg. Корпорация Microsoft выпустила Lync (новая версия продукта, известного под названием OCS), в котором усилила средства телефонии. Компания сделала также шаг в сторону облаков, фактически реализовав на практике UC как сервис (UCaaS) в своем Office 365, который включает Lync-Online. Приобретение Skype (правда, еще не завершенное) открывает перспективу интеграции этого сервиса с Lync. Продолжает усиливать свой пакет Aura компания Avaya, в том числе добавив в него Flare, пользовательский интерфейс с возможностями индивидуальной настройки. Siemens и Alcatel-Lucent также смогли расширить спектр своих UC-предложений, что позволило им вернуться в квадрант лидеров.

В отчете Gartner отмечается, что хотя все UC-решения поддерживают основные отраслевые стандарты, такие как Session Initiation Protocol (SIP) и H.323, и многие продукты позволяют гибко выбирать в устройствах и некоторых клиентах разные варианты стандартов, все же в целом хорошо видны ограничения федеративной модели. Например, две компании могут достаточно просто взаимодействовать между собой, только имея у себя платформу одного и того же вендора.

В рамках своего исследования эксперты из Gartner просили поставщиков оценить стоимость развертывания UC-системы на 1000 и 10 000 подписчиков. Конечно, такие оценки являются весьма ориентировочными, но все же нужно сказать, что они колебались от 250—350 до 350—500 долл. на одного подписчика. При этом в стоимость не входили затраты на приобретение телефонных трубок, а также на внедрение и техническую поддержку. Считалось также, что UC-пакет включал весь функционал за исключением обмена сообщениями.

По мнению Gartner, предприятия наращивают опыт использования UC-средств, но все же уровень их проникновения остается пока невысоким. Эксперты считают, что это объясняется целым рядом причин. Прежде всего говорится о том, что предприятия уже сделали большие инвестиции в свою коммуникационную инфраструктуру и потому будут двигаться к использованию новых средств эволюционно. Тем более, что многие предлагаемые приложения и продукты сложны для развертывания и могут требовать организационных изменений у заказчиков. Проблемой является и то, что компании привыкли оценивать возврат инвестиций (ROI) по показателям повышения производительности, а не снижения затрат. Тем не менее Gartner ожидает, что эти барьеры будут преодолены в течение нескольких ближайших лет.

В отчете говорится также, что целый ряд вендоров имеет сильную UC-функциональность в специальных областях, но они не были включены в магический квадрант, поскольку не имели полного набора средств во всех шести UC-областях.

Что такое унифицированные коммуникации

По мнению Gartner, появление самого понятия UC является результатом конвергенции, взаимопроникновения коммуникаций и приложений на основе IP-сетей. Компания считает, что UC-продукты (оборудование, ПО и услуги) нацелены на то, чтобы упростить использование в едином комплексе множества разных корпоративных коммуникационных методов, интегрируя коммуникационные каналы (медиасреду), сети, системы, бизнес-приложения и, в ряде случаев, приложения и устройства частных пользователей.

Средства унифицированных коммуникаций предназначены для обеспечения взаимодействия отдельных людей, групп и компаний с применением различных коммуникационных каналов, управляемых из единого центра таким образом, что у пользователя есть возможность оперативно выбрать такой вариант общения, который доступен в данный момент и позволяет лучшим образом решить конкретную задачу. При этом важно понимать, что UC чаще всего подразумевают не объединение в один комплекс средств от разных поставщиков, а возможность использования различных средств коммуникаций от одного поставщика или от определенной группы вендоров.

В последнем отчете Gartner выделяет шесть основных направлений унифицированных коммуникаций:

  • голосовая связь и телефония (Voice & Telephony) включает фиксированную, мобильную, видео- и программную телефонию. В значительной степени это направление является эволюцией средств на базе протоколов PBX и IP-PBX;
  • проведение конференций (Conferencing) объединяет разные виды коллективного общения (головое, видео- и Web-), используемые по отдельности или совместно;
  • обмен сообщениями (Messaging) включает электронную почту, которая сейчас является обязательным бизнес-инструментом, голосовую почту и другие самые разные формы унифицированных сообщений;
  • средства обнаружения и мгновенных сообщений (Presence & IM). Данное направление играет всё большую роль на рынке в плане реализации средств коммуникации следующего поколения. В частности, сервисы “присутствия” могут сейчас объединять информацию и средства множества разных служб и источников;
  • клиенты (Clients) — речь идет об унифицированных клиентах, которые обеспечивают доступ к наборам коммуникационной функциональности через единый удобный интерфейс. Такими клиентами могут быть настольные ПК, тонкие клиенты с браузерами, мобильные DPA-клиенты либо специализированные деловые устройства или бизнес-приложения;
  • коммуникационные приложения (Communication Applications) — большая группа прикладных программ, обеспечивающих интеграцию коммуникационных средств с деловыми приложениями. Gartner называет это направление деловым процессом с доступностью коммуникаций (communication-enabled business process, CEBP)

Общей чертой всех направлений UC является мобильность: эти технологии пронизывают все средства и услуги на данном рынке.