Каждый пятый российский поставщик услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий предлагает облачные услуги — это основной вывод аналитического обзора “Состояние и перспективы развития рынка облачных услуг в РФ”, подготовленного компанией “Современные Телекоммуникации”. В рамках данного исследования изучена деятельность более 500 компаний отечественно ИКТ-отрасли, в том числе свыше 150 операторов коммерческих дата-центров и более 350 других компаний инфокоммуникационного сегмента (поставщики ИТ-услуг, телекоммуникационные операторы).

Было обнаружено, что в России облачные услуги по модели “публичное облако” предлагают 104 компании, то есть около 20% из общего числа исследованных. В группе облачных поставщиков услуги класса IaaS предлагают 16% компаний, услуги класса PaaS — 7% компаний, различный спектр услуг класса SaaS — 97% компаний. Ведущие участники этого рынка предлагают услуги всех облачных классов, но более 50% компаний сейчас имеют в своем арсенале только одну облачную услугу (класса SaaS), реализованную с целью продвижения продуктов (решений) собственной разработки.

Было установлено, что по признаку “основной профиль деятельности в сфере ИКТ” 82% от общего числа поставщиков облачных услуг являются ИТ-компаниями, 6% — телекоммуникационными операторами, а 13% — операторами коммерческих дата-центров. Доминирование ИТ-компаний в сегменте облачных услуг в настоящее время авторы отчета объясняют их кадровым потенциалом, наличием специалистов, способных и готовых внедрять принципиально новые ИТ-решения. В обзоре отмечается, что в своем большинстве ни операторы коммерческих дата-центров, ни, тем более, телекоммуникационные операторы пока не имеют необходимого числа профессионально подготовленных специалистов в данной области. К тому же телекоммуникационные операторы не стремятся к диверсификации бизнеса в направлении смежного сегмента ИКТ — предоставления ИТ-услуг.

В отчете отмечается, что одной из проблем при проведении исследования рынка облачных услуг является новизна предмета, которая порождает некоторую неоднозначность понимания понятий и терминов участниками рынка, что приводит к размытости границ, определяющих непосредственно поле “облачных вычислений” и “облачных услуг”. Более того, сами по себе облачные вычисления и услуги на их основе трансформируются и развиваются, появляются новые виды и варианты, что также требует постоянных уточнений как понятий, так и терминов. Проблемой маркетинговых исследований является и то, что многие участники рынка ИT-услуг взяли бренд “облака” на вооружение, но зачастую предлагают под ним традиционные услуги коммерческих дата-центров.

Одним из выводов, к которому пришли авторы отчета, является то, что вероятнее всего развитие облачного сегмента рынка ИКТ в России не перейдет в активную фазу без преодоления потенциальными поставщиками облачных услуг и их клиентами некоторых бизнес-рисков (технологических, нормативно-правовых и пр.).