За 43 года существования корпорация Intel заслужила мировое признание благодаря высококачественным процессорам серии x86, в основном применяемым в персональных компьютерах, корпоративных серверах, системах хранения данных и в другой распространенной компьютерной технике.

Сегодня по мере интенсивного распространения по всему миру подключаемых устройств самых разных типов, адресованных людям с разным уровнем дохода, все больше микросхем — преимущественно повышенной мощности — будет необходимо, как ожидается, для обработки нарастающих объемов информации и для своевременной доставки данных по назначению. В этом процессе будут задействованы тысячи устройств, ещё не попавших в фокус маркетинговой политики Intel.

Например, компания только начала поставлять микросхемы для планшетов и телефонов — в данный момент наиболее популярных ИТ-товаров в мире. В нынешнем году в своем обращении к инвесторам исполнительный директор Intel Пол Отеллини заявил: “О планшетах написано так много, что я просто не знаю, что сказать, кроме того, что мы в этом участвуем. Мы отслеживаем 35 проектов, ориентированных на разные операционные системы. Некоторые планшеты поставляются с Windows. Отдельные устройства мы демонстрируем на платформе Android. Конкуренция на рынке планшетов далека от завершения. В действительности никто не знает объем этого рынка, но совершенно ясно, что каждый сейчас старается развить данное направление”.

Отеллини отметил также, что из-за разрыва в феврале 2011 г. широко обсуждавшегося партнерства корпорации с компанией Nokia продукция Intel не будет использоваться в смартфонах примерно до 2012-го. “Мы высвободили эти [связанные с Nokia] ресурсы и перебросили их на разработку форм-фактора и спецификаций, — пояснил он. — В настоящее время мы ведем переговоры о продаже наших наработок некоторым производителям и достигли значительного успеха. Первые телефоны на платформе Intel (снабженные новыми микросхемами Medfield) вы увидите в продаже в первой половине следующего года. Теперь ясно, что выбор Nokia в качестве нашего партнера был ошибкой”.

Потребность в производительности

Вместе с тем ощущается растущая потребность в увеличении объема и повышении качества высокопроизводительных вычислений. Показатели производительности, пропускной способности и объема памяти в суперкомпьютерах ошеломляют, при этом крупные корпорации, научные лаборатории, правительственные агентства и другие отрасли продолжают требовать больше и больше вычислительных мощностей.

Требования никогда не снижаются. Однако не похоже, чтобы Intel была обеспокоена этими запросами.

Компания хочет охватить все эти направления кристаллами нового поколения с мультиинтегрированным ядром (MIC), предназначенными для каждого уровня применения. Речь идет о процессорах, которые послужат основой для всех типов автоматизированных и управляемых вручную устройств, начиная с обеспечивающих создание контента и заканчивая маршрутизаторами, модемами, компонентами ЦОДов и, наконец, устройствами хранения. В данном случае мы имеем в виду все типы устройств, используемых для создания и передачи информации, включая сенсоры, видеокамеры, научное оборудование, — т. е. всю гамму компьютерного оборудования.

Там, где раньше использовались специализированные микросхемы, выполняющие отдельные функции, Intel планирует внедрить свои ключевые разработки. Ее MIC-процессоры класса Xeon, получившие название Intel Knight, являются лишь первыми продуктами, созданными в рамках этой стратегии.

Кирк Скауген, ветеран Intel с 19-летним стажем и, по слухам, возможный кандидат на позицию исполнительного директора в будущем, является ключевым разработчиком значительной части этого перспективного плана. Сегодня он занимает посты вице-президента подразделения Architecture Group компании Intel и генерального менеджера подразделения Data Center Group. В его ведении теперь находится целый ряд направлений, включая серверы, устройства памяти, сетевое оборудование, коммутаторы, маршрутизаторы, технику для телекоммуникационной инфраструктуры и встраиваемые системы.

“Около двух лет тому назад мы объединили направления проводных и беспроводных технологий, серверов и устройств памяти, прежде относившиеся к трем самостоятельным подразделениям, — сообщил Скауген корреспонденту eWeek. — Не интегрированными остались направления коммутаторов и маршрутизаторов, а также инфраструктурного оборудования для телекоммуникационной отрасли. Однако процессы, подобные тем, которые привели к переводу серверов на стандартную платформу Xeon, теперь наблюдаются в сегменте устройств хранения, средств управления коммутацией и маршрутизацией”.

Со временем интеграция новых процессоров Xeon позволит заменить все старые кристаллы. То же самое происходит и в коммуникационной инфраструктуре. “Налицо явное сходство с тенденциями, которые привели к замене старых RISС-процессоров кристаллами Xeon в силу их лучшей производительности, экономичности и иных преимуществ”, — сказал Скауген. Помимо отмеченных направлений к сфере своих интересов, по его словам, Intel относит и растущий бизнес встраиваемых процессоров.

“Заглядывая в 2015-й, мы видим для себя три опоры [с точки зрения продажи микросхем для облаков]: федеративное облако, автоматизированное облако и клиенториентированное облако, — продолжил он. — Если к 2015 г. мы собираемся подключить к Интернету 15 млрд. устройств, а Ericsson говорит о 50 млрд. устройств к 2020-му, то нам важно знать все это во взаимосвязи”.

По словам Скаугена, в понимании Intel клиенториентированность проявляется в том, что когда вы выявляете устройство, подключенное к сервису, это значит, что вы стремитесь оптимизировать сервис под это устройство и его пользователя, но в то же время оптимизировать инфраструктуру и затраты, необходимые для предоставления сервиса. “Где вы задаете такую ориентацию на клиента? — спрашивает он — На уровне базовой станции? На границе ЦОДа в коммутаторе? На сервере? Сейчас для такой игры мы можем использовать всё от дата-центра до конкретного устройства”.

Это укладывается в реализуемую Intel концепцию автоматизации, поскольку компания уже знает, какие графические средства используются на стороне клиента. “Мы можем автоматизировать выбор типа сервера, на который можно перемесить сервис в рамках ЦОДа”, — сказал Скауген.

По его данным, микросхемы Intel применяются более чем в 70% контроллеров устройств хранения, и эта цифра постепенно приближается к 80%. “Это примерно то же, что мы имеем на рынке серверов, — пояснил он. — И за последние 18 месяцев наши поставки десяти крупнейшим производителям сетевого оборудования выросли на 60%. В телекоммуникационной индустрии за последние пять лет мы портировали сотни приложений с архитектуры SPARC на IA [Intel-архитектуру]. В основе всего этого нового для нас бизнеса фактически лежит Xeon. Я думаю, телекоммуникационные компании теперь твердо уверены, что Xeon является критически важной архитектурой, и теперь они могут возложить на нее некоторую часть внутренней нагрузки, а не просто готовые приложения. Мы наблюдаем мощную волну по переходу с платформ SPARC на Power-на-Xeon, а также в некоторой степени на Itanium”.

Невероятный заказ

Так что перед Скаугеном и Intel открывается масса вариантов, связанных с обеспечением всех ИТ-зависимых секторов бизнеса необходимыми процессорами. Причем всё это варианты работающие и актуальные в течение длительного срока. Заказ действительно невероятный. Но сможет ли Intel справиться со столь грандиозной задачей?

“Одно время Sun Microsystems доминировала в секторе финансовых услуг и телекоммуникаций, однако за последние годы она была вытеснена из большей части этого бизнеса, — напомнил Чарльз Кинг, ведущий аналитик компании Pund-IT, давний эксперт по Intel. — Для Intel жизнь продолжается. Если вы обратитесь к облачным сервисам (я имею в виду Google, Facebook, Amazon, Microsoft с Azure), то увидите, что все они базируются на платформе x86. В подобного рода операциях мало кто полагается на иные платформы. Ситуация для Intel оказывается весьма привлекательной еще и потому, что на множестве рынков Unix становится нишевым решением, и эта ниша все время сокращается. А вот решения Intel оказались на гребне волны облачных вычислений, о которых все говорят и которым сулят долгое будущее”.

На самом деле план Intel заключается в том, чтобы стать поставщиком микропроцессоров буквально для каждого отделения ЦОДа, сказал Кинг: “Это долгосрочная перспектива. И компания упорно работает, чтобы приблизиться к этой цели”.

Ключевые пункты дорожной карты Intel на 2012—2015 годы:

  • Переключение бизнеса с серверных решений на технологии для ЦОДов
  • Конечная цель — поставлять кристаллы для всех компонентов ИТ-систем
  • Начало серийного производства микросхемы для смартфонов — 2012-й
  • Прекращение выпуска ARM-микросхем в ближайшее время
  • Подготовка всех подразделений к резкому наращиванию масштабов производства