Google опубликовала отчет за квартал, закончившийся 30 сентября, где отражены данные о продажах и прибыли, оказавшихся значительно выше ожиданий рыночных аналитиков. Выручка Google за III квартал 2011 г. составила 9,72 млрд. долл., превысив прогноз экспертов(8,77 млрд.) почти на 1 млрд. Выручка от деятельности принадлежащих компании сайтов составила около 69% общего объема, превысив показатель III квартала 2010 г. на 39%. Выручка, полученная с помощью сервиса контекстной рекламы AdSense, составила 2,6 млрд. долл., или 27% от общего объема за квартал. Около 55% дохода компании принесла деятельность за пределами США.

Прибыль Google за отчетный квартал равняется 2,73 млрд. долл., что на 25,8% больше показателя в аналогичном квартале 2010 г., составившего 2,17 млрд.

Аналитики говорят, что Google получает рост доходов на фоне экономической нестабильности — рекламодатели стараются работать через более бюджетные системы контекстной рекламы; кроме того, сами потребители проявляют больше интереса к контекстным системам, нежели к графическим баннерам.

По прогнозам компании Magna Global, в нынешнем году поисковая реклама вырастет примерно на 23% и достигнет показателя в 37,7 млрд. долл., тогда как общие рекламные затраты вырастут в среднем на 20%. Чистая прибыль по итогам III квартала возросла на 26%, до 2,73 млрд. долл., или 8,33 долл. в пересчете на акцию, против соответственно 2,17 млрд. и 6,72 долл. годом ранее. Аналитическая компания Efficient Frontier, занимающаяся мониторингом рекламных затрат, сообщила о том, что сейчас 82% своих бюджетов на онлайн-рекламу компании в США тратят на ресурсы Google. Предыдущие два квартала этот показатель составлял по 81%. Согласно данным компании ComScore, рыночная доля Google на рынке интернет-поиска -- около 65% против 15,5% у Yahoo и 14,7% у Microsoft Bing.

Растущие результаты были обеспечены не только общим ростом рекламной индустрии, но и повышением прибыльности в существующем бизнесе компании. Также в отчете сказано, что суммарное количество рекламных кликов, проведенных через рекламную систему Google, выросло на 28% в сравнении с прошлогодними показателями за сопоставимый период.

Почти одновременно с новостью об опубликовании положительного квартального отчета Google появляется и менее оптимистичная для этой компании новость. Агентство Bloomberg сообщает, что налоговое управление США проверяет стратегии компании Google, применяемые для снижения корпоративных налогов. За счет того, что значительные части выручки Google пускает через свои дочерние предприятия, расположенные, как правило, в зонах со сверхльготным налоговым режимом, интернет-гигант снижает свою годовую налоговую нагрузку примерно на 1 млрд. долл. ежегодно.

Сообщается, что американские налоговики “проводят больше, чем обыкновенную проверку” в отношении компании и ее техник налоговой оптимизации, известных как “Дабл Айриш” и “Голландский сэндвич”. Эти схемы предусматривают проведение прибыли через Ирландию и Нидерланды, а также через Бермудские офшоры. Ранее чиновники установили, что благодаря таким схемам интернет-компания сэкономила 3,1 млрд. долл. в виде недоплаченных налогов.

Известно, что только в 2009 г. дочернее подразделение Google на Бермудах, где нет корпоративных налогов, собрало около 6,1 млрд. долл. отчислений с дочерней компании Google в Нидерландах. Выводя деньги из стран с высокой налоговой ставкой, Google недоплачивает значительную часть налогов. Так, известно, что в среднем по США корпоративная налоговая ставка составляет 39,2%, тогда как у Google она всего 19%.

“Очень значимо, что эффективная налоговая ставка для Google столь низка, — рассказала телеканалу Bloomberg налоговый экономист американского Управления финансами Мартин Салливан. — Мы знаем, что эта компания работает в обход зарубежных стран с высокой ставкой налогообложения. На большинстве рынков, где осуществляет свою деятельность компания, ставка налога на прибыль существенно выше 20%”.

Напомним, что в США корпоративный налог на прибыль составляет 35%, тогда как в Великобритании — 28%. Эксперты говорят, что Google применяет налоговую стратегию, которая также популярна и среди других компаний, в частности Facebook и Microsoft. В основе этого метода находятся преимущества, заложенные в законодательстве Ирландии. Здесь законом разрешается переводить прибыли из дочерних зарубежных офисов, причем зарубежные представительства облагаются по льготной системе, в обход 12,5%-ной ставки подоходного налога. Данное обстоятельство привлекает многие крупные компании, и они обосновываются именно в Ирландии, чтобы оттуда вести свой бизнес.

С другой стороны, правительство США прогнозирует, что только в этом году американская казна недосчитается из-за “Дабл Айриш” около 25 млрд. долл. налогов. На сегодня бюджетный дефицит в США составляет 1,4 трлн. долл.

Аналитики агентства Bloomberg говорят, что Google, будучи третьей крупнейшей американской ИТ-компанией (по капитализации), не сталкивалась с обвинениями в нарушении налогового законодательства. “Google использует все те же налоговые практики, что применяют другие промышленные компании”, — говорит Джейн Пеннер, пресс-секретарь компании.

Тактика Facebook и Google по так называемому трансферному ценообразованию среди зарубежных представительств компаний позволяет распределять самые крупные налоговые суммы в регионах с благоприятными налоговыми режимами, избегая заявления миллиардов долларов и евро в странах с высокими налоговыми ставками. По оценкам экспертов, только в США из-за таких трансферных схем из-под налогообложения ежегодно выводятся порядка 60 млрд. долл.

Дейв Кемп, представитель Республиканской партии и председатель Комитета палаты представителей, говорит, что в Штатах и ряде других промышленно развитых стран налоговые ставки слишком высоки и это вынуждает крупные компании изобретать различные налоговые схемы. По оценкам Кемпа, только Google в прошлом году за счет использования трансферных схем сократила свою общую эффективную ставку налогообложения с 35 до 22,2%. Говоря о примерно тысяче других крупнейших компаний со штаб-квартирами в США, Кемп оценивает, что их налоговые ставки, по самым скромным оценкам, составляют не принятые 35%, а в лучшем случае 28%.

По словам Ричарда Мерфи, налогового консультанта из британской компании Tax Research LLP, стратегии лимитирования налогов, такие как “Дабл Айриш” или “Голландский сэндвич”, очень популярны среди компаний с интеллектуальной собственностью. Сам он сообщил, что за время своей работы взаимодействовал с “сотнями” многонациональных компаний и почти все они в той или иной степени использовали трансферное ценообразование.