Проект создания Российской трансарктической кабельной системы (РОТАКС) был рассмотрен на последнем заседании Правительственной комиссии по федеральной связи и технологическим вопросам информатизации в октябре. Оно прошло под председательством министра связи и массовых коммуникаций РФ Игоря Щёголева.

“Укрепление северных границ России — стратегически важная тема, — отметил Игорь Щёголев. — Для этого, согласно решению Совета безопасности, необходимо развивать информационно-коммуникационную среду в Арктике”. Проект РОТАКС призван обеспечить каналами связи предприятия и население в обширных районах Заполярья и Дальнего Востока.

Он подчеркнул, что проведение подводных кабельных линий связи — это сложная задача, поэтому при ее решении целесообразно применять инструменты государственно-частного партнерства. По словам министра, проект Российской трансарктической кабельной системы имеет важную международную составляющую, так как эта трасса должна соединить Лондон и Токио.

Реализацией проекта займется “Поларнет Проект”. По словам заместителя генерального директора компании Руслана Саушкина, строительство подводной кабельной системы РОТАКС планируется в течение 2013—2014 гг. по единственному оставшемуся неосвоенным географическому маршруту между Европой и Азией, который проходит вблизи Арктического и Дальневосточного побережий России. Гарантируемый срок эксплуатации системы составит 25 лет.

Руслан Саушкин сообщил, что маршрут кабельной системы спроектирован на максимально возможных глубинах, что обезопасит ее от возможных повреждений. “Прокладка и техническая эксплуатация оптического участка будет осуществляться переоборудованным судном усиленного ледового класса с местом базирования в Мурманском порту”, — добавил он.

Строительство кабельной системы РОТАКС будет проводиться в несколько этапов. На первом этапе планируется строительство кабельной системы, оснащённой шестью парами волокон, для соединения Англии, Японии, Китая и России с кабельными станциями в Бьюде (Англия), Мурманске, Владивостоке и Анадыре (Россия), а также в Токио (Япония).

Расходы на первый этап предварительно оцениваются в 860 млн. долл. Второй и третий этапы — строительство отводов на побережье российской Арктики и Дальнего Востока и строительство сухопутного маршрута в партнерстве с компанией “Транснефть” оцениваются в 500 млн. долл. каждый.

В компании уверены в высоком спросе на услуги трафика и считают, что затраты на создание РОТАКС могут окупиться уже на этапе ее строительства. Проект предусматривает партнерские отношения с операторами связи, в декабре компания планирует завершить переговоры с финансирующими структурами. “Если деньги найдутся и технологически все решено, можно поддержать этот проект”, — заключил Игорь Щёголев.

Между тем, внутренний спрос приполярных районов на телекоммуникационные услуги пока не столь велик, чтобы хоть как-то окупить строительство столь дорогостоящей ВОЛС. Напомним, что в 1990-е, когда население северных территорий и экономическая активность региона резко сократились, даже было принято решение о приостановке весьма успешно действовавшей в этих краях тропосферной линии связи “Север” и о частичной замене ее на спутниковые системы связи.

Очевидно, что инициаторы проекта основную ставку делают на транзит международного трафика Запад — Восток. Но совершенно необязательно международные компании заинтересуются данным проектом в тех масштабах, на которые рассчитывает “Поларнет Проект”. Континентальных проектов такого рода выдвигалось немало, но большинство из них так и остались на бумаге.

Подводная ВОЛС по Северному морскому пути явно дороже многих других возможных вариантов и заметно длиннее их. Каких-либо особых достоинств перед более “южными” проектами здесь не видно. Да и сам маршрут линии вызывает немало вопросов. И удастся ли инициаторам проекта в конце концов убедить инвесторов и потенциальных клиентов в преимуществах своего решения, пока неясно.