Какую компанию можно назвать по-настоящему эффективной? Наверное, на этот вопрос можно отвечать по-разному, но после прошедшей недавно в Москве очередной конференции “ИТ-Лидер” могу предложить, например, такой вариант — это компания, которая в условиях кризиса чувствует себя даже более уверенно по сравнению с конкурентами, чем в период роста рынка, а потому получает дополнительные возможности для своего развития тогда, когда другие борются за выживание. Вопрос, однако, в том, как стать такой компанией.

Вот уже третий год все говорят об эффективности (толчком послужил кризис 2008 г.), но приходится признать, что по сути большинство компаний находится лишь в начале пути к эффективности реальной. “Все успели испугаться, что-то быстро предпринять — заклеить ранку и побежали дальше. А то, что это не ранка и надо бы в гипсе походить, поняли только сейчас” — вот так образно охарактеризовал текущую ситуацию Руслан Заединов, заместитель генерального директора компании КРОК. Трудно не согласиться и с дополнившим его Геннадием Столяровым, ИТ-директором DHL: “Еще один важный момент заключается в том, все ли перестроились. Ведь компании работают не в изоляции. И даже если ваша организация максимально эффективна в новых условиях, она все равно зависит от партнеров и клиентов, которые не всегда соответствуют вашему уровню”. Действительно, “очередь за тем, чтобы проводить оптимизацию по-настоящему и по всему рынку, еще не выстроилась” — это уже слова Александра Микояна, главы российского представительства HP, для которого подобная ситуация — “это самое большое огорчение”.

Новые условия, упомянутые г-н Столяровым, это, надо полагать, те, в которых все мы живем с осени 2008 г. Можно спорить о том, был ли конец у того кризиса и наступит ли вторая волна, но для большинства компаний, по большому счету, это мало что меняет. Практически все участники состоявшейся в рамках форума дискуссионной сессии, посвященной росту бизнеса в условиях дефицита денежных средств, полагают, что легко больше уже не будет никогда. DHL, например, продолжает следовать тому сценарию, который выработала для себя в кризис. Причем, как считает г-н Столяров, его компания оказалась в более выгодном положении по сравнению с другими, поскольку несколько лет назад (еще до 2008 г.) перешла на своеобразный внутренний аутсорсинг. Тогда значительная часть ИТ-инфраструктуры DHL была вынесена в три крупных международных дата-центра, которые, будучи частью компании, одновременно являются самостоятельными юридическими лицами и предоставляют ей свои услуги. После кризиса 2008 г. в DHL фактически началась вторая волна оптимизации, в ходе которой сервисы, разрабатываемые, используемые и предоставляемые клиентам на локальном рынке, реализуются на базе инфраструктуры местных провайдеров (в частности, КРОК).

Именно в таком (или примерно таком) подходе большинство приглашенных на форум в качестве экспертов представителей вендоров и компаний-заказчиков из разных индустрий сегодня усматривают принципиальные возможности для оптимизации ИТ-инфраструктуры и повышения эффективности бизнеса с помощью ИТ. “В последнее время ИТ преобразуются, — подчеркнул Руслан Заединов. — И самое основное преобразование заключается в том, что они превращаются в инструмент, не связанный уже с большими начальными затратами, которые еще нужно умудриться окупить. ИТ превращаются в инструмент, стóящий ровно столько, на сколько он нужен сейчас. Это очень важное преобразование — и чисто финансовое, и технологическое. Потому что технологии должны позволять так работать. И чем больше технологии будут развиваться, тем, как нам кажется, всем станет легче достигать целей в непростой экономической ситуации. Эти технологии называются облаками”.

Известная поговорка гласит: “Сколько ни говори “халва!”, во рту слаще не станет”. Но желание попробовать халву, наверное, зародить можно. Или же отбить напрочь. Распространяя эту аналогию на облака и судя по реакции зала на заданный из президиума вопрос: “Кто из присутствующих планирует переход на облачные технологии?” (было поднято не более пяти рук), — можно сказать, что первого (зарождения практического интереса) еще не произошло. Что касается стойкого неприятия, то это вопрос дискуссионный.

В любом случае, видимо, нужно признать, что сомнения в отношении новой модной терминологии пока преобладают. Впрочем, и вендоры, всячески пропагандируя облака на различных конференциях и форумах, сами зачастую признают, что проблем в этом направлении предстоит решить немало. Нет ясности и в том, как далеко можно зайти в оптимизации своих ИТ с помощью облачных технологий. Так, Сергей Карпов, генеральный директор “EMC Россия и СНГ”, полагает, что по крайней мере в ближайшее время нельзя будет купить ERP-систему как программный сервис (SaaS), а в лучшем случае лишь как платформу-как-сервис (PaaS). Соответственно на нее еще нужно будет перенести уникальные бизнес-процессы компании, для чего, как и прежде, потребуется описать эти бизнес-процессы и привлечь программистов для их реализации. А Александр Микоян, в свою очередь, считает распространенную в России практику “карежить” под себя стандартную систему, в которую “заложено немало интеллектуальной собственности не самых глупых людей”, в нынешней ситуации не совсем правильной. “Мне кажется, что в условиях кризиса, когда внедрения должны быть быстрыми и эффективными, спрос на настроенные под собственную “шизофрению” ERP-системы может уменьшиться, — пояснил он. — И более востребованными будут стандартизованные для конкретных отраслей решения”. А таковые, надо полагать, уже могут быть реализованы в виде программных сервисов.

Вообще говоря, спорных тем вокруг облаков можно насчитать немало, и многие из них очередной раз были затронуты в ходе прошедшего форума. Это и традиционно поднимаемые вопросы безопасности (где данные будут сохраннее — непосредственно у заказчика или во внешнем ЦОДе крупного сервис-провайдера?), и вопросы выбора сервис-провайдера (крупная западная компания с размещенными за рубежом ЦОДами или уступающий ей по масштабам, но зато местный провайдер?) и некоторые другие. Но вот с чем поспорить сегодня уже трудно, так это с тем, что уже есть реальные проекты, демонстрирующие, как утверждают их участники, преимущества облаков, а точнее, тех технологий, которые сейчас принято называть облаками.

В этом смысле весьма интересным оказалось воспроизведенное на форуме в записи интервью с топ-менеджером компании eBay Дином Нельсоном. Кстати, по его мнению, то, что сегодня называется облаками, мало чем отличается от того, что вчера подразумевалось под термином Grid, а завтра может быть названо словом “Fabric”. “Облако — это на самом деле ответ на вопрос, как можно сделать ваши ИТ эффективнее”, — считает он. Компании eBay, бизнес которой целиком базируется на ИТ и которая, по словам г-на Нельсона, выстроила собственное облако, это, похоже, действительно удается. Она каждые два года обновляет все свои серверы, чтобы нарастить вычислительные мощности без увеличения площади ЦОДов (в соответствии с законом Мура). Впрочем, как признался г-н Нельсон, уже понятно, что в ближайшие годы придется удвоить и площади, поскольку объем данных, которыми оперирует компания, стремительно растет (на данный момент это 15 Пб). Вместе с тем благодаря оптимизации и эффективному использованию ИТ оборот eBay в прошлом году достиг 64 млрд. долл. (2000 долл. в секунду). У нее насчитывается около 100 млн. активных пользователей. В четыре раза за последние годы вырос объем покупок через мобильные телефоны, а совсем недавно через iPhone здесь была приобретена машина Porsche Carrera GT стоимостью 369 тыс. долл. (факт, согласитесь, сам по себе удивительный). Но главное — это, пожалуй, то, что компания чувствует себя уверенно и в хорошие, и в трудные годы.

Не столь масштабный, но вполне показательный опыт уже есть и в России. Некоторые примеры эффективного использования облачных технологий, не называя, правда, заказчика, привел, в частности, Руслан Заединов. Крайне интересно будет последить и за реализуемым в настоящее время проектом по переносу ИТ-инфраструктуры и ИТ-систем компании “Рольф” в облачную инфраструктуру HP. По словам Александра Микояна, уже сегодня видны плюсы, которые извлекает “Рольф” из этого проекта: “Первое — это, безусловно, сокращение расходов. Может быть, не колоссальное, но это то, что идет в чистую прибыль. Второе — понятная структура расходов в будущем. Что важно для “Рольфа”? Возможность открытия новых или закрытия не оправдавших себя салонов. И то, что в случае сокращения числа салонов компания уже с очередного месяца может платить меньше, не задумываясь о том, что делать со ставшим ненужным оборудованием, — это колоссальное преимущество. Третье — это безопасность”.

Пожалуй, именно таких примеров сейчас не хватает нашему рынку, чтобы набрать необходимый объем информации, позволяющий выделить полезный сигнал на фоне маркетингового шума. (Собственно, мы уже неоднократно отмечали это в наших публикациях.) А до тех пор облачные вычисления, видимо, останутся уделом ИТ-лидеров, которые, как заметил Руслан Заединов, “несмотря на все ограничения и сомнения могут найти такой способ использования облачных вычислений, который, не нарушая принятых в компании стандартов безопасности, позволит воспользоваться их преимуществами”.