Идея облачных вычислений обсуждается сегодня столь широко, что можно уверенно констатировать, что она “овладела массами”. Причем массами не только ИТ-специалистов, но и людей, далеких от информационных технологий. Те из них, кто зарегистрирован, к примеру, на почте Gmail, прекрасно понимают, что значит пользоваться этим сервисом, функционирующим где-то в Сети (на облаке) и снимающим с них все заботы по хранению и резервному копированию почтового архива. А ИТ-специалистам хорошо известны услуги, которые предлагаются компаниями Amazon, Google, Microsoft и Salesforce.com. Они предоставляются с общедоступного облака (public cloud), на котором можно арендовать бизнес-приложения, вычислительные ресурсы и пространство для хранения данных, доступ к которым осуществляется через Интернет. Расценки на них вполне разумны, а сами услуги доступны по требованию.

Поскольку клиентам не нужно приобретать оборудование и ПО, они производят только операционные (а не капитальные) затраты, и затраты эти растягиваются на длительный период. По мере роста потребностей объем потребляемых ресурсов можно наращивать, причем оплачиваются всегда только реально использованные услуги. Несмотря на все упомянутые достоинства облачного подхода, он с трудом пробивает себе дорогу. Предприятия волнуют риски, касающиеся информационной безопасности и надежности систем, а также очень сложная задача модификации бизнес-приложений для работы в облачной среде.

Еще одна непростая задача — соблюдение требований регулирующих органов по защите информации и возможности сбора юридически значимых доказательств для разбора тех или иных инцидентов. Однако довольно быстро специалисты заметили, что многие технологии и подходы общедоступного облака можно с успехом применить и в корпоративных ЦОДах. По-видимому, в целях сохранения преемственности подобные ИТ-инфраструктуры стали называть частным облаком (private cloud). Впрочем, метафора облака, спустившегося на землю, неплохо отражает нынешнюю ситуацию, поскольку всё больше предприятий, склонных к прагматизму, всерьез рассматривают проекты по миграции своих ИС в среду частных облаков.

Что же такое — частное облако? Многие эксперты характеризуют его как набор масштабируемых, динамически предоставляемых ИТ-сервисов, которые в отличие от общедоступного облака реализуются ЦОДом самой организации. По сути предприятие получает многие преимущества публичного облака с той лишь разницей, что заботиться о функционировании серверов, систем хранения, сетевого оборудования и программного обеспечения должны будут его собственные специалисты. Если учесть тот факт, что все эти ресурсы надо сначала приобрести и установить, то организация лишается возможности перевода капитальных затрат в операционные. Кроме того, при необходимости масштабирования ИС вверх в ответ на увеличение нагрузки (к примеру, в “горячий” сезон) компания должна иметь на своем балансе резервные мощности, что лишает нас еще одного преимущества публичного облака — практически неограниченной масштабируемости по требованию клиента.

Тем не менее немало преимуществ сохраняют свою силу. Меньший по сравнению с общедоступными облаками масштаб не означает, что предприятия не смогут извлечь заметную выгоду, организовав свою инфраструктуру в соответствии с облачной концепцией. Осуществив консолидацию и виртуализацию серверов стандартной архитектуры в рамках единого частного облака, они уже смогут использовать ИТ-ресурсы более эффективно за счет их динамической передачи от менее загруженных к более загруженным задачам и процессам. Ведь только из-за того, что сегодня каждая задача возлагается на отдельный сервер, обладающий ресурсами для выполнения пиковой нагрузки, средняя загрузка оборудования, по некоторым оценкам, не превышает 30%.

Номенклатура работ ИТ-подразделения в частном облаке существенно меняется. Поскольку виртуализированные среды более автоматизированы и динамически самонастраиваются, меньше времени и усилий затрачивается персоналом на производственные операции. Снижается нагрузка и на службу поддержки, вследствие того что всё больше сотрудников самостоятельно управляют своими задачами и переходят на самообслуживание. По некоторым оценкам, достигаемая за счет всего этого экономия по сравнению с традиционной архитектурой достигает 45%.

Вряд ли частное облако нужно квалифицировать как некую совершенно новую технологию. Скорее, это более совершенный способ организации имеющихся у предприятия технологических ресурсов и управления ими. А потому и миграцию ИС в частное облако не следует рассматривать как новый масштабный внедренческий проект. Более того, многие компании, формально еще не начав миграцию в облака, уже фактически вступили на этот путь и сделали по нему первые шаги. Основные сервисы частного облака, в частности консолидация и виртуализация центров обработки данных, а также стандартизированные интерфейсы веб-сервисов для различных систем, используются ими уже на протяжении нескольких лет. Эксперты рекомендуют двигаться по этому пути поэтапно. Сначала следует консолидировать серверы, системы хранения данных, сети и другие технологические ресурсы. Затем нужно начинать виртуализацию технологических ресурсов, в том числе информации и приложений. Вслед за этим надо будет продумать алгоритм предоставления ИТ-ресурсов в качестве бизнес-услуг. Для этого придется структурировать ИТ-ресурсы и научиться управлять ими, как это принято в организациях, занимающихся предоставлением общедоступных услуг. После чего можно будет заняться автоматизацией управления технологическими ресурсами и безопасностью. Когда частное облако будет построено, станет понятнее, как предприятие может эффективно использовать отдельные сервисы, предоставляемые уже не из частного, а из общедоступного облака. Последнее подразумевает, что рано или поздно там будет реализована гибридная облачная модель, в рамках которой частное облако будет служить своеобразным шлюзом к общедоступному. “По мнению экспертов, уже к 2013 г. более 35% сотрудников во всем в мире будут использовать для своей профессиональной деятельности мобильные устройства, — напоминает руководитель направления облачных решений Microsoft компании “Астерос Консалтинг” Александр Клоков. — Поэтому сегодня наши усилия направлены на то, чтобы достойно представить заказчикам облачные решения на базе новых платформ Microsoft и реализовать единое информационное пространство, доступное с привычного компьютера, смартфона и планшета”.

После миграции в облако бизнес-персонал вместо использования и оплаты базовых технологических ресурсов (серверов, процессоров, дисков и полосы пропускания) имеет дело с понятными ему бизнес-услугами (обработкой транзакций, сервисами электронной почты или анализа информации). Фактически тем самым реализуется столь популярный сегодня сервисный подход к управлению ИТ-инфраструктурой, позволяющий прозрачным образом прослеживать, какие ее элементы и насколько интенсивно используются в тех или иных бизнес-процессах, сколько стоит отдельная услуга и как эта стоимость зависит от гарантированного SLA-соглашениями уровня ее доступности и производительности.

“Как показывают опросы, проведенные в рамках пилотных проектов “Астерос Консалтинг”, основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться заказчикам, — это отсутствие возможности прогнозировать объем необходимых ресурсов и непрозрачность затрат на ИТ, — рассказал Александр Клоков. — Вследствие этого закупки оборудования, ввод в эксплуатацию новых мощностей и распределение их между потребителями затягиваются, а вместо понятных бизнесу метрик совокупной стоимости владения (TCO) и возврата инвестиций (ROI) используются некие абстрактные технические показатели. Развернув же на предприятии инфраструктуру частного облака, можно достигнуть вполне конкретных измеряемых результатов: минимизировать риски простоя, повысить качество обслуживания и при этом снизить TCO”.

Поскольку облачная модель заметно отличается от традиционной, оценка совокупной стоимости владения ею, зависящая от способов лицензирования системного и прикладного ПО, также представляет собой нетривиальную задачу. На цену лицензии может влиять число процессоров или ядер, количество виртуальных машин, объем дисковой памяти, число клиентских рабочих мест и т. д. “Для частных облаков характерна высокая степень консолидации и большое количество виртуальных машин, которое к тому же динамически изменяется, — пояснил менеджер по продуктам для ЦОДов московского офиса Microsoft Василий Маланин. — Поэтому лицензирование, основанное на учете запускаемых и управляемых ОС, является невыгодным и сложным в использовании. Microsoft предлагает специальную схему лицензирования инфраструктурных продуктов для частного облака, основанную на учете количества используемых в облаке физических процессоров. Стоимость лицензирования частного облака по данной схеме не зависит от числа вычислительных ядер, оперативной памяти и включает неограниченные права на использование ОС Windows Server в виртуальных машинах, работающих в данном облаке. Кроме того, у нас имеется специальный тип корпоративного соглашения Enrollment for Core Infrastructure (ECI), созданный для упрощенного лицензирования продуктов серверной инфраструктуры Microsoft. В рамках ECI доступно несколько пакетов лицензий Core Infrastructure Server Suites, которые обеспечивают применение полного стека инфраструктурного ПО в наиболее часто используемых конфигурациях”.

Лучше других подготовлены к переносу в облако хорошо стандартизованные и не самые ответственные для бизнеса сервисы (CRM, офисные приложения, онлайновые архивы, средства коллективной работы, почтовые системы). Не рекомендуется развертывать на облаке автономные приложения и бизнес-приложения с высокой степенью специализации, например системы контроля за производством в реальном времени, аналитические торговые системы, а также приложения и базы данных, которые согласно законодательным нормативам или требованиям регулирующих органов должны быть полностью изолированы от остальной вычислительной среды либо которые написаны и оптимизированы для конкретных системных архитектур. В целом же решение этого вопроса остается за руководством предприятия, которому специалисты должны предоставить объективный анализ всех преимуществ и недостатков альтернативных конфигураций.

СПЕЦПРОЕКТ