В центре внимания более 1400 участников ежегодного форума Oracle Day, проведенного в начале ноября в Москве, оказались многочисленные анонсы, сделанные на недавней всемирной конференции Oracle OpenWorld. Но, пожалуй, еще больший интерес вызывает сама стратегия корпорации, поглотившей за последние годы множество компаний (включая и Sun Microsystems) и, по сути, выстраивающей сегодня новую модель своего бизнеса.

Выступивший на форуме с большим докладом вице-президент Oracle по технологиям в регионе EMEA Эндрю Сазерленд сделал акцент на необходимость упрощения ИТ-инфраструктуры, сложность и разнородность которой являются сегодня основным фактором, сдерживающим инновационное развитие предприятий. В подтверждение этому он привел известные цифры о том, что 66% ИТ-бюджетов сегодня тратится на поддержание работоспособности эксплуатируемых систем, еще 20% на экстенсивный рост бизнеса и лишь 14% на его кардинальную трансформацию. Причиной столь несбалансированного распределения является, по мнению г-на Сазерленда, непомерная сложность исторически сформировавшегося ИТ-ландшафта.

Выход из положения Oracle видит в переходе от поставок отдельных решений к выпуску предварительно сконфигурированных и протестированных программно-аппаратных комплексов (Oracle Engineered Systems), оптимизированных для решения вполне определенных задач. Ряд таких комплексов, охватывающих весь стек от системы хранения до приложения, уже выпущен. По-видимому, в Oracle услышали критику со стороны конкурентов, обвинивших корпорацию в стремлении чуть ли не насильно заставить заказчиков использовать весь стек продуктов от одного вендора. Эндрю Сазерленд подчеркнул, что все компоненты стека Oracle базируются на открытых стандартах, а потому могут без каких либо ограничений применяться совместно с лучшими в своем классе продуктами других производителей. Далее в действие вступает аргумент “упрощения”: если же вы хотите упростить свою задачу, приобретайте комплексное программно-аппаратное решение Oracle целиком.

В общих чертах такая позиция выглядит вполне логично, однако при углублении в детали возникает множество вопросов. Если внимательно посмотреть на всю линейку программно-аппаратных комплексов Oracle, сразу видно, что большинство из них не допускает замены компонентов от Oracle на аналогичные решения конкурентов. Машина баз данных Exadata поддерживает только СУБД Oracle Database 11g, машина промежуточного слоя Exalogic — ПО Oracle Fusion Middleware, аналитический in-memory сервер Exalytics — многомерную (Essbase) и реляционную (Times Ten) СУБД (обе от Oracle), кластерный комплекс начального уровня Oracle Database Appliance — только Oracle Database с опцией Real Application Cluster, решение для анализа больших информационных массивов Big Data Appliance — собственную реализацию СУБД Oracle NoSQL. А кроме того, все эти комплексы построены на аппаратных средствах Oracle Sun.

Роль некого универсального решения отведена только недавно выпущенному серверу SPARC SuperCluster T4-4, основное назначение которого — стать платформой для консолидации баз данных и приложений, развертываемых на Solaris. Как заявил директор Oracle по развитию аппаратных решений Маршал Чой, в SPARC SuperCluster реализованы технологии, применяемые в специализированных машинах Exadata и Exalogic, а потому на таких серверах можно реализовать и Solaris-редакции подобных программно-аппаратных комплексов. Немного странно, что вендор избегает количественных сравнений этих двух модификаций Exadata и Exalogic (SPARC-Solaris и Intel-Linux). А ведь потенциальным заказчикам, стоящим перед выбором, наверняка хотелось бы знать, как соотносятся между собой их производительность и стоимость. По сути, таким заказчикам дается лишь одна рекомендация: если вы или ваше предприятие привыкли работать на платформе SPARC-Solaris, покупайте SPARC SuperCluster.

Еще одним важным событием последнего месяца стало объявление о коммерческой доступности первой сотни бизнес-приложений нового поколения Oracle Fusion Applications. Директор департамента бизнес-приложений “Oracle СНГ” Ольга Беловолова подтвердила линию корпорации на бессрочную поддержку всех продуктов такого рода, продававшихся ранее (Oracle E-Business Suite, PeopleSoft, JD Edwards, Siebel), а также на продолжение выпуска их новых версий. Предлагается использовать модули Fusion Applications в качестве дополнений и расширений существующих решений: благо бесшовная интеграция с ними вендором гарантируется.

Одним из главных достоинств Fusion Applications в Oracle называют их изначальную готовность к развертыванию как на площадке заказчика, так и в облаке, поскольку обе модели развертывания базируются на одном и том же программном коде. Причем если речь идет об общедоступном облаке, то в роли провайдера может выступать как Oracle, так и любой другой поставщик облачных услуг, но при условии, что в его дата-центре поддерживаются технология Java и общепринятые открытые стандарты. Российские партнеры в рамках такой модели развертывания могут брать на себя функции настройки и конфигурирования облачных приложений. Говоря о гибкости Fusion Applications по отношению к модели развертывания, Ольга Беловолова заявила, что заказчик, желающий перенести свое Fusion-приложение со всеми настройками из корпоративного дата-центра в общедоступное облако, может сделать это, не внося в программу никаких изменений.

Отдавая должное такому замечательному качеству приложений Fusion, нельзя не задуматься о более общей проблеме, имеющей отношение не только к Oracle. Одним из важных преимуществ облачной парадигмы всегда называют связанную с нею замену крупных единовременных капитальных расходов на менее обременительные периодические операционные затраты. Но как быть, если предприятие уже сделало капитальные затраты, купив лицензии на бизнес-приложение, а потом вознамерилось перенести его в облако? Придется ли ему платить полную цену за подписку на прикладной сервис или его прежние инвестиции в лицензии будут как-то учтены? По словам Ольги Беловоловой, в Oracle знают об этой проблеме, и в настоящее время готовится решение по данному вопросу, но о реальном его содержании пока ничего неизвестно.