28 июня нынешнего года Microsoft объявила о глобальном старте Office 365 — запуске полнофункциональной поддержки набора офисных инструментов в облаке. Новый пакет был предложен и крупным предприятиям, и небольшим компаниям, расположенным в 40 регионах мира.
Партнерское продвижение облачной услуги в режиме SaaS на российском рынке было возложено на компанию “СКБ Контур”, имеющую в числе своих клиентов таких крупных государственных заказчиков, как ФНС и Пенсионный фонд. А недавно компания “Вымпелком” (“Билайн”) объявила о том, что начинает предоставлять облачные сервисы программного обеспечения Microsoft Office 365 в режиме SaaS в составе пакетов своих предложений, ориентированных как на крупные, так и на небольшие компании.
В октябре о современных возможностях облачного офисного предложения Microsoft, правилах подключения к новому сервису и их использования рассказал Михаил Бондаревский, архитектор технологического центра Microsoft. По его словам, в рамках онлайнового пакета Office 365 предоставляется четыре программных сервиса: бизнес-почта (Exchange), корпоративный сайт и место для хранения файлов (SharePoint), сервис для удаленного проведения встреч и презентаций (Lync), а также пакет приложений Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint, OneNote), которые обладают практически полным, привычным функционалом, но теперь доступны в режиме онлайн.
В этом списке программ, предоставляемых в рамках Office 365, не назван еще один “теневой” продукт, сервис которого также доступен пользователям, но его работа ведется в фоновом режиме. Это служба фильтрации электронной почты Forefront Online Protection (FOPE), работающая совместно с Forefront Protection 2010 for Exchange Server (FPE). Она защищает среду обмена сообщениями от спама путем фильтрации входящей почты до ее поступления в почтовую систему. Служба FOPE проверяет все входящие сообщения на присутствие нежелательной почты и вирусов и выполняет предварительную обработку, опираясь на заранее выбранную настройку фильтров защиты от нежелательной почты. После проведенной обработки дальнейшей доставке адресатам подлежит только “значимая” почта, передаваемая в среду обмена сообщениями.
Начать практическое освоение возможностей Office 365 может любой пользователь, в том числе российский. Для этого Microsoft открыла сайт, размещенный по адресу office365.com, где любая компания может запросить триальную версию продукта. Работа с ним становится начальной ступенью, позволяющей компании бесплатно попробовать облачный сервис в работе, прежде чем принимать решение о приобретении подписки с ежемесячной абонентской платой.
Русскоязычная локализация облачного сервиса становится доступна после проведения полного цикла предварительной настройки нового сервиса. Получив права администратора, можно поменять в настройках язык интерфейса на русский и тем самым предоставить облачный набор офисных программ в полностью готовой и удобной форме для российских пользователей. Выбираемое имя под выделяемый домен позднее может быть заменено, а обслуживание переведено на домен реальной компании.
Работа с любыми приложениями Office 365 ведется через браузер. Microsoft официально поддерживает Internet Explorer, Firefox, Safari, Chrome и Opera. Тем не менее при выборе браузера пользователю пока еще необходимо учитывать, в каком объеме ему потребуется использовать облачный сервис — для ИТ-администрирования, полноценной работы с “толстыми” клиентами Outlook Web App или для работы с облегченной версией Outlook Web App Light.
Вводя идентификатор Microsoft Online Services ID и пароль, пользователь получает доступ к облачным корпоративным офисным приложениям, причем может сделать это из любой точки, где есть доступ к Интернету. Объем услуг, которые он получает, регламентируется правами, предоставляемыми выбранным корпоративным тарифом, и теми ограничениями, которые были персонально назначены системным администратором корпоративной системы Office 365.
Замысел Microsoft Office 365 состоит в том, чтобы предоставить в распоряжение специалистов предприятий набор простых Web-инструментов, которые они смогут применять практически сразу, без переучивания, используя приобретенные ранее навыки работы с традиционными, офлайновыми офисными продуктами. Это хорошо знакомый доступ к электронной почте, документам, контактам и календарю, сбалансированный набор из корпоративных инструментов мгновенного обмена сообщениями и средств для проведения видеоконференций.
Появление нового, онлайного способа при работе с офисными программами кардинально меняет отношение к этим средствам как инструменту ведения бизнеса. Традиционные функции теперь становятся доступными практически из любого места и с любого устройства, включая персональные компьютеры, смартфоны Windows Phone, iPhone, Nokia, Android и BlackBerry.
Офисные облачные инструменты относятся к типу Microsoft Office Web Apps. Они представляют собой Web-версии хорошо знакомых приложений Microsoft Office для настольных систем, таких как Microsoft Word, Excel и PowerPoint. При этом каждый пользователь корпоративной офисной системы получает в свое распоряжение достаточный объем физического места в облачном хранилище для размещения там своих почтовых ящиков, документов. Он получает возможность полноценной работы с почтовой службой при пересылке сообщений и может использовать большие по размеру вложенные файлы. При этом Microsoft гарантирует практически бесперебойную работу и круглосуточную поддержку сообщества.
Информация, размещаемая в облачном хранилище SharePoint, доступна для корпоративного полнотекстового поиска с возможностью его кастомизации. При этом предоставляемый облачный сервис отвечает требованиям по безопасности хранения информации. Несмотря на размещение в общедоступном публичном облаке, корпоративная информация не попадает в “поле зрения” поисковых интернет-роботов, поэтому отсутствует риск утечки данных за пределы традиционного “контура предприятия”.