“Хайнаньские авиалинии” — это одна из крупнейших китайских авиакомпаний, которая по численности самолетов является четвертой в КНР. Она была основана в 1993 г. и сначала осуществляла воздушные перевозки между тропическим островом Хайнань, где тогда была открыта одна из первых в стране особых экономических зон, и материковым Китаем. Штаб-квартира авиакомпании расположена в главном городе острова Хайкоу.

В настоящее время “Хайнаньские авиалинии” выполняют около 500 внутренних и международных рейсов, в том числе в города Европы, Северной Америки и Австралии. Авиакомпания эксплуатирует 112 самолетов, выполняющих полеты в 90 аэропортов (включая аэропорты Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска). В будущем году авиакомпания планирует открыть новое подразделение, которое займется грузовыми перевозками.

Помимо воздушного флота компании принадлежит 25% акций международного аэропорта Хайкоу и сеть гостиниц. Она также работает на рынке недвижимости, предоставляет услуги логистики, занимается розничной торговлей и организацией туристских поездок на самый южный остров КНР.

В 2010 г. персонал “Хайнаньских авиалиний” насчитывал 80 тыс. человек, а доход компании составил 92,5 млрд. юаней (примерно 14,3 млрд. долл.). Акции авиакомпании котируются на Шанхайской фондовой бирже, она является крупнейшим в Китае негосударственным предприятием в сектора авиационного транспорта.

В начале нынешнего года “Хайнаньские авиалинии” стали первой авиакомпанией из КНР, которой британское аналитическое агентство Skytrax, специализирующееся на исследовании рынка пассажирских авиаперевозок, присудило наивысший рейтинг five-star airline.

Проблемы роста бизнеса и ИТ

По мере расширения географии авиаперевозок и выхода на новые рынки ИТ-подразделение “Хайнаньских авиалиний” постоянно расширяло свой серверный парк и запускало в эксплуатацию новые бизнес-приложения (сейчас в авиакомпании используются почтовые серверы на базе Microsoft Exchange, серверы баз данных Oracle и SQL Server, файловые серверы, система управления хэндвингом и системы продаж авиабилетов; все эти приложения обслуживают около 30 тыс. пользователей). В результате, если в 1990-е ИТ-инфраструктуру авиакомпании обслуживали 12 серверов, то к концу следующего десятилетия их число выросло до 500.

Старая ИТ-инфраструктура явно не обеспечивала тот уровень эффективности сервисов, которого требовал динамично развивающийся бизнес “Хайнаньских авиалиний”, и к тому же для ее дальнейшего развития были необходимы постоянные дополнительные инвестиции, так, в частности, число серверов увеличивалось каждый год примерно в два раза. Одним из главных источников этих проблем было то, что в разных подразделениях авиакомпании работали фактически изолированные ИТ-системы и в результате внутри предприятия образовалось несколько не связанных между собой “островков” хранения данных, поэтому не было возможности организовать оперативный обмен информацией между департаментами.

Выбор масштабируемого решения на базе серверной виртуализации

Для решения возникших проблем ИТ-руководство “Хайнаньских авиалиний” решило воспользоваться услугами компании Hewlett-Packard, которая не только является одним из ведущих мировых производителей серверов и систем хранения данных, но и обладает мощными возможностями предоставления консталтинговых услуг, методологией и лучшими практиками внедрения комплексных ИТ-инфраструктур, а также накопила большой опыт выполнения сложных проектов в разных индустриях. Технические эксперты HP исследовали действующую ИТ-инфраструктуру авиакомпании и проанализировали требования к ней в долговременной перспективе, выполнили серию тестовых испытаний и обследование установленного в штаб-квартире “Хайнаньских авиалиний” в Хайкоу ИТ-оборудования, а также провели серию интервью с техническими специалистами заказчика.

Эти работы показали, что оптимальным решением будет перевод серверных приложений предприятия в виртуализованную среду, а для ее эффективной реализации требуется высокопроизводительная унифицированная система хранения, которая также сможет консолидировать хранение данных в масштабе всей компании. В качестве этой системы консультанты HP рекомендовали использовать дисковый массив HP 3PAR Utility Storage. Стоит отметить, что в продуктовой линейке Hewlett-Packard система хранения 3PAR появилась только в конце прошлого года после покупки одноименной фирмы, и до сих пор в Китае не было ни одной инсталляции 3PAR. Тем не менее ИТ-специалистам “Хайнаньских авиалиний” понравились функции удобного и простого управления хранением HP 3PAR, высокая скорость ввода/вывода и масштабируемость этого массива, которая реализуется за счет кластеризации его контроллеров.

В качестве одного из серверных приложений авиакомпания использовала СУБД Oracle и поэтому для нее было очень важно то, что HP 3PAR показал рекордные показатели в тестах SP-1 для измерения скорости ввода/вывода при обслуживании этой базы данных. Наконец, в HP 3PAR применяется технология “динамического” выделения емкости (thin provisioning), обеспечивающая сокращение затрат на покупку дополнительных дисков по мере роста требований к емкости, а встроенные интеллектуальные функции массива позволяют автоматически перераспределять нагрузку между его контроллерами и дисками по мере изменения требований серверных приложений или сбоя одного из контролллеров.

Описание решения

Виртуализованная серверная среда в модернизированной инфраструктуре “Хайнаньских авиалиний” реализована на базе гипервизора VMware и трех сотен блейд-серверов HP Proliant BL460c G7 с многоядерными процессорами Intel Xeon, установленных в несколько шасси HP BladeSystem c7000. Лезвия HP Proliant BL460c G7 обеспечивают высокую плотность размещения процессорной мощности, существенное упрощение администрирования серверных ресурсов и высокую надежность работы приложений, поэтому на протяжении последних лет являются самыми продаваемыми моделями блейд-серверов. На запущенные на этих лезвиях виртуальные машины VMware были перенесены основные бизнес-приложения предприятия. По сети хранения SAN лезвия подключены к двум дисковым массивам HP 3PAR T8000, которые установлены в основном и резервном центрах обработки данных “Хайнаньских авиалиний”. На этих массивах хранятся как данные приложений, так и образы виртуальных машин VMware. Полезная емкость этих двух массивов составляет порядка 120 Тб, из них в настоящее время заполнено около 85 Тб. По расчетам, этой емкости должно хватить еще на несколько лет, поскольку сейчас темпы роста объемов данных в ИТ-инфраструктуре “Хайнаньских авиалиний” составляют порядка 20% в год. Если же темпы роста объемов данных резко возрастут и будут заполнены все 120 Тб полезной емкости, то ее можно будет расширить, установив в массивы дополнительные диски, причем благодаря thin provisioning расширение емкости можно выполнить без приостановки работы серверных приложений для перераспределения дискового пространства. В каждом из массивов установлено по четыре контроллера, но если требования к производительности ввода/вывода существенно увеличатся, то можно довести конфигурация массива до восьми контроллеров. Помимо высокой производительности это повышает и отказоустойчивость массива — в случае выхода из строя одного из контроллеров вся его нагрузка будет распределена с помощью механизма кластеризации по остальным контроллерам массива. Кроме того, для обеспечения отказоустойчивости приложений в новой ИТ-инфраструктуре “Хайнаньских авиалиний” применяется механизм переноса виртуальных машин VMware между ЦОДами VMware Site Recovery Manager, который интегрирован с массивами HP 3PAR, а резервное копирование данных этих массивов выполняется на виртуальную дисковую библиотеку по схеме D2D.

Благодаря тесной интеграции HP 3Par с технологиями виртуализации VMware дисковая емкость для новой виртуальной машины выделяется всего за несколько минут, что позволяет быстро развертывать приложения для обеспечения динамичности развития бизнеса авиакомпании. Фактически внедрение решения VMware на базе лезвий HP Proliant BL460c G7 и дисковых массивов HP 3PAR T8000 позволило авиакомпании постепенно перевести свою ИТ-инфраструктуру на работу по модели облачных вычислений и гибко реагировать на изменение потребностей бизнеса.

По оценкам ИТ-специалистов “Хайнаньских авиалиний”, за счет использования HP 3PAR потребности в дисковой емкости на предприятии сократились на 50%, удалось добиться баланса между стоимостью хранения 1 Гб данных и стоимостью одной операций ввода/вывода в секунду (IOPS). В компании ожидают, что затраты на закупки новых дисков, текущее обслуживание систем хранения и их энергообеспечение после консолидации хранения на базе HP 3PAR также снизятся в два раза.