В середине ноября компания “1С-Битрикс” объявила о выпуске новой версии своего продукта “Корпоративный портал 11.0”.

По словам генерального директора “1С-Битрикс” Сергея Рыжикова, когда ему приходится отвечать на вопрос, зачем среднестатистической компании нужен подобный программный продукт в частности и корпоративный портал вообще, он дает предельно короткий ответ: для повышения эффективности бизнеса.

Как отметил г-н Рыжиков, данным направлением его компания начала заниматься с 2008 г. И с каждым годом, с каждым новым релизом (а обновления продукта сейчас происходят в рамках стратеги выпуска двух релизов в год, весной и осенью) “1С-Битрикс” совершает для себя множество открытий — и при воплощении своих новых идей (при проверке их в работе), и при непосредственном общении с клиентами. В результате продукт постоянно совершенствуется, и г-н Рыжиков зачастую даже слышит упреки от своих разработчиков в том, что на публичных анонсах он не рассказал о тех или иных вещах.

Представляя версию 11.0, г-н Рыжиков также не стремился в рамках короткой презентации упомянуть обо всех обновлениях (их слишком много) и остановился только на самых важных.

Так, был упомянут новый сервис “Есть идея?”, который позволяет сотрудникам высказать соображения по улучшению бизнеса и всей компании, задействуя и раскрывая потенциал всего коллектива.

Сервис “Мне нравится” — уже ставший привычным во внешней коммуникационной среде инструмент положительной обратной связи — позволяет ранжировать корпоративный контент согласно ценности информации, помогая быстро находить наиболее релевантные запросу записи, файлы или задачи.

Новая интерактивная “Живая лента” объединяет все внутренние и внешние сервисы компании в едином инструменте информирования и работы; интегрирована с задачами, рабочими отчетами, сервисом “Мне нравится”, с открытым API для внешних данных из “1С” и любых других информационных систем.

Социальный поиск — система с социальным ранжированием значимого контента (в дополнение к морфологии учитывается расстояние между словами, пунктуация, мнение сотрудников по кнопкам “Мне нравится”).

“Проекты и задачи 2.0” — сервис, позволяющий учитывать затраты времени и других ресурсов на выполнение задач в рамках проекта; включает интеграцию с календарями, построение так называемой диаграммы Ганта, механизм делегирования, задачи в экстранете для работы с партнерами и клиентами.

“Собрания и планерки” — инструмент, позволяющий повысить эффективность проведения внутренних встреч. Имеет такие возможности, как приглашение участников, автоматическая рассылка повестки собрания, отметка о времени встречи в личных календарях, рассылка результатов обсуждения, постановка задач по итогам совещания. Вся информация сохраняется на портале, обеспечивая прозрачность в рабочих коммуникациях.

Универсальный конструктор отчетов — разработка, которая позволяет сотрудникам самим конструировать отчеты для разных объектов и в дальнейшем многократно их запускать; первая интеграция выполнена с проектами и задачами.

Улучшенная CRM — новая система распределения прав доступа (по всем элементам, свойствам, статусам), интегрированная с задачами, бизнес-процессами, почтой: импорт данных, рассылка почтовых сообщений, открытый REST API для автоматического размещения лидов в CRM.

Новая концепция прав доступа к документам, персональным файлам и спискам — возможность устанавливать права на документы и элементы списков в соответствии со структурой компании (для отдела или сотрудника).

Обновленная мобильная версия корпоративного портала позволяет мобильным пользователям работать с “живой лентой”, писать в микроблог, комментировать, работать с документами, задачами, получать и отправлять сообщения; реализована с использованием HTML5, функционирует в среде Android, iOS, Windows Phone 7.

Кроме того, в 11-й версии продукта реализован журнал изменений — “черный ящик” портала, хранящий информацию обо всех происходящих на нем изменениях.

Резюмируя рассказ о новшествах, г-н Рыжиков подчеркнул, что в данном выпуске компания сосредоточилась на том, что представляется наиболее важным для повышения эффективности бизнеса.

Говоря же об изменениях, которые уже назрели, но еще не были реализованы в представленной версии, он отметил, что в течение последующих шести месяцев компания очень серьезное внимание уделит интерфейсу продукта. По его мнению, если у пользователя возникает необходимость читать документацию (а над ней “1С-Битрикс” работает очень серьезно и даже намеревается выпустить специальное руководство по внедрению продукта), значит, разработчики где-то недосмотрели — всё и так должно быть просто и понятно.

Отвечая на вопрос об ориентировочных сроках внедрения продукта в компании-клиенте, г-н Рыжиков отметил, что при старте портала есть два аспекта. Один связан с его техническим запуском, другой — с интеграцией в корпоративную среду. Обычно с интеграцией справляется внутренний ИТ-департамент, как правило, это работа нескольких дней, не больше. (В “1С-Битрикс” даже иногда используют слоган “интеграция за четыре часа”.) Дальше наступает адаптация компании к интерфейсу. Мастер продукта позволяет не включать все опции сразу, а делать это поэтапно. Разработчики всё разделили на несколько больших блоков. Сначала можно включить вертикальные коммуникации (как говорят — безрисковые, где всё очень аккуратно работает, пользователи лишены возможности вести переписку, что-либо комментировать и т. д., но при этом становятся видны лица коллег и структура портала). Затем можно включить инструменты совместной работы и коммуникации. Последними запускаются бизнес-процессы — подтверждение счетов, оплата командировок, оформление заявок и пр.

Как уверяет г-н Рыжиков, никаких жестких стандартов не существует. Небольшие компании внедряют продукт очень быстро. В целом же при запуске проекта заказчику нужно дать на адаптацию от двух до четырех недель, в течение которых сотрудники познакомятся с порталом и даже с самой компанией (поразглядывают фото коллег, альбомы с исторических корпоративных мероприятий и т. д.). Последующий запуск инструментов совместной работы может занимать от одной-двух недель до нескольких месяцев.

Сергей Рыжиков отметил, что его часто спрашивают, нужен ли корпоративному порталу специальный менеджер, который будет за ним следить и размещать на нем материалы. Ответ на этот вопрос таков. До тех пор, пока у компании нет отдельного HR-департамента, такой человек не нужен. Портал будет существовать и саморегулироваться автоматически. Когда же в структуре компании появляются те, кто призван заниматься внутренними коммуникациями, в их интересах начать целенаправленно использовать портал для своих нужд.

В завершение нужно упомянуть, возможно, не самую приятную новость: в отличие от стоимости продукта целиком цена на дополнительного пользователя, которая не менялась более трех лет, теперь увеличивается с 500 до 700 руб. Впрочем, до конца 2011 г. действуют старые цены — все, кто бюджетировал или планировал покупку продукта, смогут приобрести дополнительные лицензии по старым ценам.

Также сообщается, что пользователи “1С-Битрикс: Корпоративного портала” с активной технической поддержкой могут бесплатно перейти на новую версию при помощи технологии обновлений SiteUpdate.