В середине ноября объединенный “Ростелеком” объявил о запуске единого федерального предложения широкополосного доступа (ШПД) в Интернет, ориентированного на домашних пользователей. Во многом именно благодаря ему компания намерена достигнуть к 2015 г. запланированного (в рамках стратегии развития, утвержденной советом директоров в мае 2011-го) 50-процентного охвата российского рынка частных абонентов проводного ШПД.

В настоящий момент клиентская база оператора составляет порядка 7,7 млн. домохозяйств. Как уверяет вице-президент и коммерческий директор “Ростелекома” Павел Зайцев, в третьем квартале текущего года компания вышла на тот уровень, когда ей удается забирать на рынке 45% новых домашних подключений. Однако с учетом вышеупомянутых планов забирать нужно больше, и новое предложение должно увеличить позитивную динамику ориентировочно на 10%. Таким образом, уже через несколько месяцев “Ростелеком” рассчитывает подключать как минимум половину новых пользователей в стране.

По словам г-на Зайцева, в течение 2012 г. абонентская база компании должна в целом увеличиться примерно на 2,5 млн. домохозяйств, и 70—80% из них воспользуются новым предложением.

При этом в компании отдают себе отчет в том, что отечественный рынок уже изрядно насыщен. В среднем по стране 70—80% домохозяйств уже подключено. Но, по уверению г-на Зайцева, у “Ростелекома” есть определенные козыри в рукаве.

По всей видимости, именно по разряду таких козырей в новом предложении проходит возможность самостоятельно компоновать необходимый клиентам набор услуг из предлагаемых вариантов по принципу “интерактивного конструктора” и тем самым гибко управлять своими расходами на услуги связи.

Как утверждает директор департамента продуктов и маркетинга “Ростелекома” Родион Левочка, запросы пользователей в настоящее время меняются: люди становятся более искушенными и требовательными, им нужен оптимальный функционал.

В домашнем Интернете “Ростелекома” базовой является опция “Домо-минимум”, обеспечивающая клиенту безлимитный доступ в сеть на комфортной скорости. Дополнительно эту скорость можно в несколько раз увеличить, получить антивирусное ПО, фиксированный IP-адрес и т. д. При этом стоимость предоставленных услуг не зависит от технологии подключения (ADSL, FTTX, GPON и т. д.) — по мнению г-на Левочки, клиент в подобных тонкостях разбираться не обязан; тарифная политика компании технологически нейтральна.

Стоит отметить, что сейчас для предоставления ШПД “Ростелеком” в основном использует так называемые медные коммуникации, на которых реализована технология ADSL. Некоторых пользователей она уже не устраивает по скорости, поэтому компания проводит замену кабелей на оптоволокно и в ближайшем будущем рассчитывает отчитаться о миллионе “оптических” пользователей.

Интересен и тот факт, что активизировавшееся в последнее время продвижение операторами большой мобильной тройки технологии беспроводного доступа 3G, по наблюдениям г-на Зайцева, на продажи домашнего Интернета практически никакого влияния не оказало. Видимо в сознании пользователя это воспринимается как дополнительная услуга. Поэтому 3G-интернет, который “Ростелеком” скоро начнет предлагать клиентам, также будет позиционироваться в качестве дополнительного коммуникационного преимущества.

По утверждению г-на Левочки, отдельных инвестиций в новое предложение не было. Происходит унификация продуктов, и затраты носят “регулярный” характер.

На вопрос о стоимости для компании привлечения одного абонента г-н Зайцев затруднился ответить. Дескать, в отличие от сотовой связи, где все просто и прозрачно, здесь провести точные подсчеты практически невозможно (непонятно, как именно это нужно делать). А вот чем интернет-стратегия “Ростелекома” роднится с мобильным рынком, так это политикой ценообразования. По словам г-на Зайцева, цены на ШПД в разных регионах будут разными — в соответствии с уровнем платежеспособности населения. Компания везде выбрала некую базовую скорость подключения и устанавливает на нее базовую цену — по нижней границе местного рынка.

Кстати, к Москве все вышесказанное не относится вовсе. Речь идет о сугубо региональном предложении, и это, по словам г-на Зайцева, было целенаправленным стратегическим решением. В столице на рынке ШПД “Ростелеком” представлен весьма слабо, и здесь нужно отдельное лобовое предложение — по хорошей цене, с хорошим качеством, с интерактивным телевидением и т. д. По стране же в целом у компании доля рынка превышает 40%, поэтому в регионах запускается некий тюнинг услуг.

В заключение стоит подчеркнуть, что первое клиентское предложение объединенной компании появилось еще в апреле, сразу после объявления о завершении слияния (“пакет минут в подарок”, которым, кстати, уже воспользовался 1 млн. пользователей), но сейчас речь идет о первом продукте под новым брендом. Правда, как уточняет г-н Левочка, в контексте переходного периода маркетинговое продвижение новой услуги станет осуществляться по принципу кобрендинга. Например, в центральном регионе в рекламе будет использован как новый логотип объединенного “Ростелекома”, так и логотип старого локального бренда “Домолинк”.

При этом, как отмечает г-н Зайцев, старые тарифные планы ШПД в регионах пока сохранятся. В архив они начнут перекочевывать позже — будет происходить их постепенное естественное замещение.