В настоящее время облачные технологии считаются одним из наиболее перспективных направлений развития ИТ-рынка. Тем не менее, на пути их массового распространения немало препятствий. О том, как их можно преодолеть и что делают вендоры для развития облачных решений Сергей Поздняков, региональный директор Citrix в России и СНГ, рассказал научному редактору PC Week/RE Елене Гореткиной.

PC Week: Какие организации, по вашему мнению, будут первопроходцами в облачных технологиях — коммерческие компании, госструктуры, малые предприятия и т. д?

Сергей Поздняков: Лидерами, скорее всего, будут международные корпорации, которые уже передают в публичные облака часть своих операций в международном пространстве, и, открывая офис в нашей стране, они будут использовать облачную модель и здесь. Среди российских компаний первыми пользователями публичных облаков, наверное, станут небольшие фирмы, перед которыми встает вопрос: либо все делать самостоятельно, что не всегда возможно, либо воспользоваться внешними услугами. Облачные сервисы пригодятся и компаниям с низкомаржинальным бизнесом, например крупным розничным сетям. Многие из них уже сейчас обращаются к провайдерам услуг, потому что когда компания работает на объемах продаж, ей невыгодно делать большие инвестиции в собственную мощную ИТ-инфраструктуру.

Крупные российские корпорации уже обладают достаточно развитой ИТ-инфраструктурой, на базе которой можно развертывать частные облака. Они также могут передавать в публичное облако часть задач, но при этом им придется оценивать соотношение между рисками утечки данных и экономическими выгодами, которые они получают за счет экономии собственных ресурсов. Так что, скорее, они будут отдавать вовне вспомогательные задачи, если можно будет это делать легко и безопасно. Внутренние операции, связанные с обслуживанием бизнеса, где утечка информации критична, они вряд ли перенесут во внешнее облако.

Что касается государственных структур, то могу предположить, что когда публичные облака начнут строить компании, которые связаны с государством, к примеру “Ростелеком”, то могут появиться определенные регулирующие акты, стимулирующие их использование, и различные государственные ведомства, которые раньше использовали собственную ИТ-инфраструктуру, начнут отдавать часть задач в облака.

PC Week: Какие проблемы — технические, психологические, финансовые и законодательные — надо решить, чтобы облачные технологии получили широкое распространение?

С. П.: Разные пользователи сталкиваются с разными проблемами при принятии концепции облачных вычислений. Прежде всего, распространению облаков мешает психологический барьер: людей беспокоит то, что их данными сможет пользоваться неизвестно кто. С этим вопросом связаны проблемы регуляторные. Если облачный сервис предоставляется всем пользователям страны, то необходимы очень серьезные меры безопасности, так как любые данные могут считаться персональными, а закон о персональных данных, хотя и имеет давнюю историю, вызывает много нареканий.

Есть проблемы, связанные с лицензированием ПО. Например, по лицензионным правилам невозможно получить из облака виртуальную настольную машину. Заказчик должен принести провайдеру свою лицензию и разместить соответствующий софт в облаке. Этот вопрос еще не решен, поставщики софта стараются понять, как изменить систему лицензирования так, чтобы, с одной стороны, заказчику было удобно работать в облаке, а с другой — сам вендор не потерял доход от лицензий.

Но дело двигается. Так, Microsoft недавно объявила программу лицензирования на условиях аренды ПО для провайдеров, которые будут предоставлять облачные услуги. Мы тоже подписали дистрибьюторское соглашение с компанией “Софтлайн” по продвижению облачных лицензий на многие наши продукты. Эта программа называется CSP и ориентирована на сервис-провайдеров, телеком-операторов, интернет-провайдеров, поставщиков услуг, системных интеграторов и заказчиков с часто меняющимся числом пользователей. Уже есть первые реализованные проекты.

Техническая проблема связана с каналами связи. В нашей стране далеко не везде есть широкополосной доступ в Интернет. Но постепенно связь улучшается, а кроме того, появляются новые решения. Например, в облачные инструменты Citrix входит продукт Branch Repeater, реализованный как аппаратно, так и программно, который служит для оптимизации трафика.

Нельзя забывать и об экономических проблемах. Очень важным шагом я считаю то, что на виртуализацию и облачные вычисления сейчас уже направляются не ИТ-бюджеты, а бюджеты на развитие бизнеса — это значит, что организации уже приходят к оценке ИТ как генератора прибыли. Поэтому основная финансовая трудность, с которой сталкиваются российские заказчики, заключается не в том, как найти финансирование, а в том, как правильно обосновать необходимость этих вложений. Это связано с тем, что не всегда понятно, как правильно посчитать финансовый эффект от перехода на облачные сервисы. На российском рынке пока еще не хватает опыта для оценки окупаемости таких проектов. Чтобы восполнить этот пробел, крупные западные системные интеграторы, занимающиеся консалтингом, разрабатывают вместе с заказчиками модели оценки эффективности. Активную позицию занимают и вендоры, которые обладают соответствующей экспертизой. Например, Citrix имеет большой опыт реализации облачных проектов по всему миру и может применить его здесь, чтобы обеспечить максимальную отдачу от внедрения облачных технологий.

PC Week: Есть ли какие-нибудь методики для оценки эффективности облачной модели по сравнению с обычным подходом?

С. П.: Да, есть методики расчета общей стоимости владения (TCO) и окупаемости (ROI), позволяющие сравнивать затраты на ИТ при использовании традиционной модели с теми, которые будут в случае перехода в облако. При этом нужно учитывать не только затраты, но и получаемые доходы. Это очень важно, потому что облачные технологии способствуют не только сокращению затрат, но и получению дополнительных выгод. Возьмем, к примеру, разработку новых продуктов. Если, начиная новый проект, компания отдаст ИТ-инфраструктуру в публичное облако, вместо того, чтобы строить ее с нуля, она сможет повысить гибкость работы и ускорить выпуск нового продукта на рынок. К тому же неизвестно, какой будет спрос на этот продукт. Если спроса не будет, а компания построила собственную ИТ-инфраструктуру, то непонятно, что с ней делать.

Но в целом, оценку эффективности затрудняет необходимость учитывать очень много различных факторов. Поэтому следует привлекать консультантов, основная задача которых — правильно расставить акценты. Ведь далеко не всегда можно копировать западные методики на российские реалии. Например, за рубежом значительная часть затрат приходится на зарплаты ИТ-сотрудников. Но у нас, особенно в регионах, эта доля гораздо меньше. То же самое с электропитанием — у нас проблема зачастую связана не с объемом затрат на электропитание, а с его доступностью.

Так что при реализации облачных проектов важную роль играют специалисты по консалтингу, которые есть у интеграторов и у вендоров. В частности, в этом году в российском офисе Citrix появилось консалтинговое подразделение, предоставляющее заказчикам консультационные услуги по тем направлениям, по которым у партнеров еще нет необходимой экспертизы. Думаю, что основная загрузка этих специалистов будет связана с продвижением облачных технологий.

PC Week: В России услуги консалтинга традиционно не пользовались особым спросом. Есть ли сдвиги?

С. П.: Да, отношение к консалтингу меняется. Заказчики понимают, что прошли времена, когда все можно было делать самим. Продукты и проекты становятся все сложнее. И что отрадно, они даже понимают, что консалтинг — это вовсе не бесплатно. На фоне таких перемен сейчас активно развиваются консалтинговые практики у крупных вендоров, независимые консалтинговые фирмы. Услугами консалтинга от вендора пользуются в основном крупные компании, а небольшие предприятия работают с локальными системными интеграторами. Все вендоры стараются работать по иерархической структуре — партнеры, квалифицированные партнеры, сами вендоры. При переходе на следующую ступень иерархии растут цены и сложность проектов. Но бывают и смешанные варианты, когда партнер берет проект, а на какую-то его часть привлекает консультантов вендора.

PC Week: В чем состоит особенность облачной стратегии Citrix?

С. П.: Отличие нашей компании от других заключается в том, что в первую очередь мы смотрим на потребителя. В частности, именно на пользователей направлены разработки, связанные с персональным облаком. В такую категорию попадает то, что принадлежит частным людям — их информация, настройки, персональные и деловые приложения. Мы провели опрос сотрудников компаний из разных стран мира, оказалось, что порядка 42—45% респондентов используют на работе и дома как минимум три устройства. Задача Сitrix заключается в том, чтобы обеспечить людям доступ к нужной информации с любого устройства из любого места и в любое время.

Важно также, чтобы пользователи и предприятия могли без проблем подключаться к облакам. В связи с этим наша облачная стратегия направлена на то, чтобы бесшовно интегрировать любое облако с любым другим облаком. Для этого предназначены программно-аппаратные решения, которые позволяют пользователям без проблем обращаться к приложениям, которые работают во внутренних, внешних и персональных облаках. В результате образуется единое адресное пространство, оптимизируется канал между облаками и обеспечивается защита данных с помощью шифрования.

PC Week: Какая технология шифрования при этом используется — российская или зарубежная?

С. П.: Сейчас применяется зарубежная технология, но Citrix инвестирует в адаптацию продуктов под требования российского законодательства. Ведь чтобы получить сертификат уровня K1, должна быть реализована российская криптография. Для этого мы сотрудничаем с российскими производителями, в частности с компанией “КриптоПро” создаем совместное сертифицированное решение. На завершающей стадии находится сертификация комплекта XenDesktop 4.

PC Week: Облачные вычисления объединяют множество технологий и разные виды сервисов. На чем фокусируется ваша компания?

С. П.: На мой взгляд, наиболее перспективным является направление “ПО как услуга” (SaaS), так как есть сегменты рынка ИТ, в которых такие облачные услуги вне конкуренции, например видеоконференции, электронная почта. Мы уже работаем в области SaaS и входим в пятерку крупнейших провайдеров мира. На долю подразделения Citrix Online приходится порядка 25% общего оборота. Это направление быстро развивается, и его доля растет.

Кроме того, Сitrix предлагает программно-аппаратные решения для построения публичных облаков и соединения публичных и частных облаков. При этом нам важно предлагать решения, которые не привязаывают заказчика к облаку какого-то одного производителя. Поэтому мы участвуем в консорциуме OpenStack, являемся одним из ключевых и самых активных его членов.

В нашей линейке есть продукт XenDesktop для десктопной виртуализации. Такой сервис может предоставляться из облаков, для этого мы предлагаем заказчикам аренду лицензий. Это может быть выгодно компаниям, у которых плавающее количество сотрудников или неизвестно, как будет развиваться проект, а также провайдерам услуг настольной виртуализации, поскольку им нет смысла заранее покупать много лицензий и замораживать деньги.

PC Week: Какие из перечисленных вами направлений развиваются наиболее динамично?

С. П.: Быстрее всего растет аренда лицензий, но это новый сервис, поэтому рост идет с нуля. SaaS также на подъеме. Что касается аппаратно-программных решений для реализации облаков, то они сейчас активно применяются в Европе. Но и в России мы уже работаем с рядом заказчиков. Поэтому думаю, что облачные решения будут главными драйверами роста Citrix в текущем финансовом году.

PC Week: Каковы планы компании на ближайшее будущее?

С. П.: В этом году Citrix купила компании Cloud.com, Cortex и ShareFile, специализирующиеся в сфере облачных технологий. Это говорит о наших намерениях развивать решения для облаков.

Планы российского подразделения связаны с обучением партнеров, реализацией облачных проектов у заказчиков, повышением квалификации сотрудников и развитием консалтинга, направленного на продвижение услуг вместе с партнерами.

PC Week: Спасибо за беседу.