В начале октября были завершены основные работы по строительству объектов мобильной связи на автомагистрали “Амур” от Читы до Хабаровска. Общие инвестиции в телекоммуникационный проект, в реализации которого были объединены усилия государства и участников рынка, составили более 4 млрд. руб. Минкомсвязи РФ курировало весь ход работ по проекту и оценило его результаты как небывалый успех модели частно-государственного партнерства.

Между тем месяц спустя выяснились некоторые тревожные нюансы этого строительства. Оказалось, что из-за отсутствия электроснабжения на трассе протяженностью 2165 км более половины базовых станций питаются не от электросетей, а по временной схеме от дизель-генераторов, которые дополнительно вынуждены были приобрести операторы “большой тройки”. Удовольствие это недешевое — по сообщению ComNews, эксплуатация каждого генератора обходится в 1 млн. руб. ежемесячно.

Правда, после ввода линии в эксплуатацию сотовые компании передали генераторы на баланс энергетических и железнодорожных компаний и эксплуатационные расходы теперь несут они. Так и тянется шлейф непрофессионального проектирования, незаконченного строительства, фальшивых рапортов и последующих доработок.

Напомним, что строительство федеральной трассы М58 “Амур” осуществлялось в рамках ФЦП “Модернизация транспортной системы России”, причем сразу же после его завершения в 2010 г. выявились существенные недостатки проектирования и строительства. К этому времени свыше 400 км ранее введенных участков дороги успели прийти в негодность. Все работы по окончательному приведению в порядок старых участков, прокладке подъездов к населенным пунктам, освещению трассы будут вестись с 2011 по 2013 гг. и обойдутся дополнительно в 9,6 млрд. руб.

Но это только начало. Чтобы трасса по-настоящему ожила, на ней должны быть возведены бензоколонки, автосервисы, службы скорой помощи, посты ГИБДД, магазины, отели, почтовые и банковские офисы, дорожная связь и т. д. И это тоже потребует миллиардных инвестиций. Непонятно, почему размещение таких объектов не планировалось изначально: что это за ФЦП такая куцая?

То же и со связистами. По-хорошему, вдоль трассы сначала должны быть проложены магистральные линии связи, которые обеспечивают передачу трафика для создания вторичных сетей — телефонии, телевидения, интернет-доступа и т. д. И когда председатель правительства Владимир Путин поручил министру связи и массовых коммуникаций Игорю Щеголеву в течение года обеспечить сотовую связь вдоль автомагистрали, никто из чиновников даже не заикнулся о том, что все должно делаться по порядку, что там еще не проложены электролинии и телекоммуникационные кабели.

Один из постулатов развития сетей связи гласит, что ввод первичных сетей должен всегда опережать развитие вторичных. Но у нас не все это знают, не все об этом помнят. Поэтому и получилось, что “Ростелеком” пришел прокладывать свои ВОЛС уже после того, как сотовые операторы формально доложили о полностью выполненном поручении премьера о внедрении мобильной связи на трассе: вторичные сети у нас успешно теснят первичные.

Пренебрежительное отношение к развитию инфраструктуры — будь то дороги, электролинии, связь, централизованное отопление, газоснабжение, водопровод, канализация и т. д. — у нас буквально в крови. Например, более 50 тыс. населенных пунктов в российской глубинке до сих пор не имеют выхода на автодорожную сеть и федеральные трассы. Всемирный банк заявил, что слабая дорожная инфраструктура является одним из основных препятствий экономического роста страны.

И хотя в области телекома ситуация у нас не столь скверная, как в сфере дорожного строительства, тем не менее по многим показателям развития связи мы все еще остаемся на уровне прошлого века. И даже такие достижения, как внедрение телекоммуникационных сервисов на трассе “Амур”, несут на себе горький отпечаток: волею премьера в близлежащих населенных пунктах появится Интернет и сотовая связь, но по-прежнему не будет водопровода и канализации.