Как правило, крупные предприятия поддерживают платформы для разнообразных мобильных устройств, но их сопровождение является непростой задачей. Здесь речь пойдет о том, что необходимо предпринять ИТ-менеджерам крупных предприятий для того, чтобы сохранить контроль над своими мобильными активами.

Обеспечение поддержки, сопровождения и ведения учета мобильных технологий — будь то ноутбук, смартфон или планшет — никогда не было простой задачей для ИТ-менеджеров крупных предприятий.

Так, ноутбук, является одним из первых мобильных устройств, покинувших стены предприятий в помощь торговым агентам и менеджерам. В то время, когда ноутбуки не имели постоянного подключения к Интернету, их сопровождение было гораздо более трудоемким по сравнению с сопровождением всех стационарных компьютеров предприятия, имеющих постоянное подключение. Именно тогда компании и начали разработку ПО для управления мобильными устройствами, которое помогло бы уследить за всеми компьютерами, объединенными в локальную сеть. Так как ноутбуки не были постоянно подключенными, ИТ-менеджеры стали использовать данное ПО для обновления, мониторинга и ведения учета ноутбуков персонала.

Однако с приходом повсеместного использования ноутбуков компании-разработчики ПО усовершенствовали приложения для отслеживания работы ноутбуков, а также облегчили мониторинг загрузки и выгрузки данных с/на ноутбук.

Впоследствии компания Research in Motion подарила бизнесу BlackBerry, что сделало мир мобильных технологий ещё более сложным, а с приходом смартфонов менеджеры получили возможность работать с электронной почтой и органайзером вдали от своего рабочего места. Вместе с этим возросла и опасность несанкционированного доступа в сеть или утечки из неё корпоративных данных и информации.

Теперь обычный менеджер в пути имеет в своем распоряжении три мобильных устройства: ноутбук, смартфон и планшет. И в то же самое время на стационарном рабочем месте случилось странное: ноутбуки стали заменять настольные ПК. Таким образом, в настоящее время мобильность является определяющим фактором компьютеризации предприятия.

При широком внедрении мобильных систем основной задачей остается организация управления и обеспечения контроля над информационными активами предприятия. Корпоративные стандартные конфигурации ПО теперь должны охватывать множество настроек и производителей, включая традиционные Microsoft Windows, Apple Mac OS X, Apple iOS, BlackBerry OS, Google Android и Microsoft Windows Phone. Для каждой платформы необходимы различные службы управления устройствами.

ИТ-администраторы при управлении мобильными устройствами сталкиваются с необходимостью:

  • управлять современным мобильным образом жизни сотрудников (трудности: как обеспечить сопровождение ПО на всех мобильных устройствах предприятия, доступ к серверу предприятия и синхронизацию личной информации служащих?);
  • управления полным жизненным циклом и поддержкой различных устройств (смартфонов, ноутбуков, и планшетов) и различных ОС (трудности: мобильные устройства надо сертифицировать, они устаревают и на смену старым устройствам приходят новые; кроме того, управлять ими приходиться в условиях не постоянного подключения к Интернету);
  • обеспечить подходящие технологии для управления приложениями, а также распространения документов по всей организации. (трудности: теперь имеется большее количество приложений, документов и альтернативных возможностей у сотрудников для доступа к ним.)

Подход к MDM: одно приложение для управления всеми устройствами

Вопрос, который неизбежно возникает: что же делать ИТ-менеджерам при выборе ПО для управления мобильными устройствами? Приведем несколько советов.

Необходимо единое приложение по управлению всеми устройствами, включая ноутбуки (PC и Mac), смартфоны и планшеты. Каждое жизнеспособное решение должно давать возможность управления устройствами через беспроводную связь, так как их подключение к корпоративной сети не всегда возможно.

ПО для MDM должно также предоставлять централизованную панель управления для отображения статуса и состояния системы, в то же время предоставляя общие для всех политику доступа и правила совместимости. ПО также должно обеспечивать безопасность на каждом устройстве, включая пароли и шифрование, а также обладать возможностью удаления данных, содержащихся на устройстве, если устройство было потеряно или сотрудник покинул предприятие. И наконец, следует учитывать постоянно меняющуюся ситуацию на рынке мобильных устройств.

Почему же важно соблюдение этих критериев? ИТ-менеджеры, возможно, будут сталкиваться на предприятии с сотрудниками-пользователями iPhone, которые будут настаивать на безопасности своих устройств и необходимости обеспечения им доступа к корпоративным данным. Или же администраторы могут столкнуться с трудностями, если пользователи Android попытаются через ActiveSync получить в обход установленного порядка доступ к серверу Microsoft Exchange. И самой грубой ошибкой со стороны ИТ-профессионалов – бездействовать в данной ситуации, так как это может привести к потере или утечке корпоративных данных. Именно по этой причине возникает потребность в ПО для управления мобильными устройствами.

Существуют как локально-серверные MDM-решения, так и решения, построенные на облачных технологиях. Большинство малых и средних предприятий предпочитают работать по схеме SaaS, арендуя MDM-приложения у третьей стороны. Это избавляет их от необходимости установки серверов, сложной настройки и предварительных расходов. Облачные SaaS-решения исключают трудности, вызываемые быстро меняющимся парком мобильных устройств, путем бесшовной интеграции продолжительных обновлений сразу по двум направлениям: в саму платформу и в каждое мобильное устройство, поддерживаемое в сети.

Крупные рганизации чаще предпочитают решения на собственных серверах для сохранения прямого контроля над своими ИТ-активами.

Существуют следующие системы управления устройствами для мобильных приложений: Airwatch, Fiberlink MaaS360, Silverback, Sybase Afaria, Tangoe и Giesecke & Devrient.

Убедитесь, что MDM-решение, на котором вы остановитесь, позволяет осуществлять инвентаризацию ПО и контроль (возможность обновления приложений, данных и политики безопасности). У МДМ-технологии также должна быть возможность обновлять, локализовать устройство, отправлять сообщение на него, а также блокировать это устройство, обновлять его пароль, отформатировать память либо изменять политику безопасности и автоматически устанавливать карантинный режим на мобильном устройстве.

Помимо управления разрешенными для установки и загрузки приложений на эти устройства существуют также магазины, которые предлагают огромный выбор приложений. В связи с этим возникает потребность в политике безопасности, которая определяла бы, какие приложения из app-store можно устанавливать на конкретное устройство, а какие — нет.

Таким образом, предприятия всех размеров нуждаются в использовании ПО MDM для управления ноутбуками, смартфонами и планшетами. Вполне рабочие решения в этой области, поддерживающие все эти устройства, имеются на рынке. Сложность поддержки (при использовании сочетания из различных мобильных устройств) с помощью ПО MDM сильно упростится.