В мире немного компаний, перешагнувших столетний рубеж, и уж совсем мало таких долгожителей на рынке ИТ. Одна из них — корпорация Eaton. Из небольшого бизнеса по производству автомобильных мостов компания за 100 лет превратилась в одну из крупнейших глобальных корпораций. Опыт ее развития может пригодиться для поиска путей достижения успеха в современном бизнесе.

Корни в автопроме

Начало было положено в 1911 г., когда инженер Вигго Торбенсен и молодой бизнесмен Джозеф Итон учредили Torbensen Gear and Axle Company, ставшую предшественницей Eaton Corporation. Толчком для этого послужило изобретение Торбенсена — задний мост грузового автомобиля на зубчатом приводе. Позже Итон вспоминал, с какими трудностями столкнулась молодая компания: “В стране было немного производителей грузовых автомобилей, которые могли закупать наши мосты, поэтому реализовать их можно было, только докупив остальные комплектующие, собрав полностью грузовик и затем продав уже готовый автомобиль”.

“В то время мосты создавались в нашей мастерской с нуля. Нас поддерживало убеждение, что спрос на грузовые автомобили будет расти, и в ближайшие несколько лет последует феноменальный рост в секторе перевозок”, — писал Торбенсен.

Эти ожидания оправдались. К 1915 г. производство выросло, и компания переехала в город Кливленд, открыв там через год свой первый завод. Уже в 1918-м вооруженные силы США поставили в Японию 76 грузовых автомобилей, оснащенных мостами Eaton.

В 1923 г. благодаря удачным связям в банковском мире Джозеф Итон приобрел заводы по производству рессор. Так было положено начало амбициозной политике расширения производства. Твердо убежденный в том, что покупка перспективных компаний — это ключ к росту, Джозеф Итон преобразовал молодую фирму в открытое акционерное общество, чтобы привлечь средства для развития, и тем самым заложил основу ведения бизнеса на последующие десятилетия. Тогда же компания была переименована в Eaton Axile & Spring.

В конце 1922 г. у Eaton было 32 клиента, а год спустя их число выросло до 1651. На трех заводах компании работали 5000 человек, а ее комплектующие закупали пять крупнейших (из шести существовавших на тот момент) автопроизводителей США.

Курс на диверсификацию

Даже Великая депрессия не затормозила рост компании, и в 1930 г. Eaton впервые вышла на рынок авиационного оборудования благодаря покупке фирмы Wilcox-Rich — лидера по производству клапанов авиационных двигателей с натриевым охлаждением. Подобные клапаны могли выдерживать температурные нагрузки на 135—150 градусов выше, чем необработанные клапаны, и стали активно применяться на всех летательных аппаратах мощностью более 300 лошадиных сил. В 1932 г. компания опять поменяла название, на этот раз на Eaton Manufacturing Company, чтобы отразить диверсификацию производимой продукции.

По окончании Второй мировой войны Eaton сделала еще один шаг в сторону диверсификации, купив компанию Dynamatic Corporation, занятую в области электротехники, и начала производство механизмов магнитного управления сцеплением, тормозов и оборудования для нефтяных скважин.

Выход на международный рынок

Свою первую “вылазку” за границу Eaton сделала в 1946 г., приобретя миноритарный пакет акций британского производителя электронасосов и приводов Hobourn-Eaton Manufacturing Company. Уже через год эта покупка позволила Eaton совместно с двумя британскими предприятиями поставлять детали на автомобильные заводы Ford и General Motors в Англии.

В 1949 г. компания теряет своего основателя Джозефа Итона. В это время “Нью-Йорк Таймс” и другие газеты отмечали, что за всю свою длинную карьеру в автомобильной промышленности он не сумел сделать лишь одного: научиться… водить автомобиль. Однако это ничуть не помешало ему заложить такие основы ведения бизнеса компании, которые позволили ей продолжить свое успешное развитие.

С конца 1950-х Eaton начала широкую международную экспансию. Так, в 1957 г. совместно с бразильской инженерно-строительной фирмой она создала Eaton S.A. Corp., которая стала крупнейшим на тот момент зарубежным предприятием компании. С приобретением фирмы в Бразилии Eaton выходит на рынок трансмиссий для грузового транспорта, а покупка Fuller Manufacturing еще больше укрепила ее позиции.

К 1965 г. Eaton становится поистине глобальной компанией, имеющей в своем составе 31 международное подразделение и дочерние компании в Европе, Австралии, Центральной и Южной Америке.

Внимание к инновациям

Чтобы сохранить прочные позиции на высококонкурентных рынках, необходимо быть на переднем крае технологий. Понимая это, Eaton всегда уделяла много внимания исследовательской работе и инновациям. В 1952 г. был разработан первый автомобильный кондиционер, доступный среднему покупателю. Далее последовали автоматическая трансмиссия, гидростатическая трансмиссия с гидроприводом, а также одна из первых систем воздушных подушек безопасности для легкового автомобиля.

Рост объемов и ассортимента производимой продукции, а также необходимость ее модернизации настоятельно требовали создания научно-исследовательского комплекса. И в 1961 г. Eaton инвестирует 2,3 млн. долл. в создание такого центра в г. Саутфилде (шт. Мичиган).

Система ценностей

Но не всё в компании шло гладко. Происходили забастовки, которые вызывали раскол между руководством и рабочими, что снижало производительность труда и создавало неблагоприятную обстановку — довольно распространенная проблема многих предприятий того времени.

Чтобы справиться с ней, на заводе Eaton по производству автомобильных клапанов в 1968 г. была впервые разработана система ценностей на предприятии. Вместо строгих правил и указаний сотрудникам предложили набор рекомендаций и предоставили больше свободы в выражении своего мнения; работники цехов могли напрямую обращаться к генеральному директору, когда какая-либо новая политика не соответствовала “Философии Eaton”.

Результаты оказались впечатляющими: текучесть кадров резко снизилась, а производительность труда увеличилась на 35%. Вскоре такая система была внедрена и на других заводах Eaton, что изменило культуру труда во всей компании. В 1976 г. она впервые обращается к этике делового поведения: начинает разработку “Этического кодекса Eaton”, который вместе с “Философией” станет надежной основой бизнеса. Один из главных его принципов гласит: “Для компании Eaton всегда имело значение не то, сколько она зарабатывает, а КАК именно она это делает”.

Расширение диверсификации

В 1978 г. Eaton совершает одну из крупнейших покупок того времени — приобретает компанию Cutler-Hammer. Это позволило включить в продуктовую линейку Eaton электрооборудование для энергосетей, в том числе предохранители, аварийные выключатели и промышленные электроприводы. В этом же году NASA выбирает Cutler-Hammer в качестве проектировщика и производителя новой системы приземления для космического корабля “Шаттл”, где в основу разработок будут положены радарные технологии, применяемые воздушными и военными кораблями.

Электромобили

В 1980-е сотрудничество с NASA продолжается и начинается разработка силовой установки для электромобилей. После того как конгресс принял закон о научно-исследовательской разработке и демонстрации электрических и гибридных транспортных средств, Eaton заключила контракт на сумму 8 млн. долл. с министерством энергетики США на разработку электрической силовой установки для коммерческого городского грузового транспорта. Для испытаний прототипа были использованы мини-вэны Chrysler.

В 1982 г. компания создала трансмиссию в блоке с коробкой передач для электромобилей, работающих на переменном токе, а NASA начало испытания прототипов. К 1989 г. был наконец представлен полноценный прототип такого автомобиля, он соответствовал всем заданным параметрам мощности, ускорения, максимальной скорости, преодоления подъемов и торможения.

Сегодня Eaton продолжает развивать свою деятельность, связанную с электромобилями, разрабатывая решения “под ключ” для станций подзарядки.

Современные акценты бизнеса

Новый век расставил новые акценты в бизнесе компании, которые позволяют ей успешно предлагать клиентам продукцию по четырем направлениям: авиа- и автомобилестроение, электротехника и гидравлика.

“Нулевые” дали толчок развитию электротехнического бизнеса. Так, в 2004-м состоялась ключевая сделка — приобретение компании Powerware, ведущего мирового производителя источников бесперебойного питания (ИБП), что означало, в частности, выход корпорации Eaton на российский рынок.

В 2007 г. впервые около половины выручки Eaton пришлось на предприятия, находящиеся за пределами США. После приобретения в 2008 г. компаний Moeller Group и Phoenixtec эта доля увеличилась до 55%, а электротехнический сектор стал крупнейшим бизнесом компании. Развитие продолжается, и только за 2010 г. Eaton купила американского производителя систем управления воздушными потоками и стоек Wright Line, китайского поставщика ИБП Chloride Phoenixtec Electronics, американского разработчика электротехнических и электромеханических систем Copper Logic.

За последние 10 лет доля развивающихся рынков, в число которых входит и Россия, в структуре бизнеса Eaton увеличилась более чем в три раза. Планируя дальнейший рост, корпорация ставит перед собой цель увеличить к 2015 г. долю развивающихся рынков в структуре продаж до 30%, при этом важная роль отводится России.

Уроки истории

За 100 лет из крошечного цеха, который в первый год своего существования с трудом произвел семь мостов для грузовых автомобилей, Eaton стала глобальной промышленной корпорацией с оборотом 13,7 млрд. долл. (за 2010 г.). Чему нас учит ее опыт? Надо вовремя выходить на перспективные рынки, такие, какими были автомобильный в 1910-х, авиационный в 1930-х и компьютерный в 2000-х, инвестировать в исследования и разработки, активно расширять бизнес как территориально, так и в плане диверсификации, грамотно управлять персоналом, ну и никогда не замедлять темп развития.