Компания J’son & Partners Consulting опубликовала результаты своего исследования российского рынка учрежденческих автоматических телефонных станций (УАТС, в английской транскрипции PBX) за 2010 г. Согласно ее оценкам, продажи УАТС в 2010 г. составили 1625,7 тыс. портов. Стоит отметить, что по количеству вводимых портов этот рынок уже сопоставим с масштабами внедрения номеров фиксированной телефонной связи. Такие данные тем более интересны, что статистика по УАТС, отражающая динамику развития ведомственных, корпоративных и офисных сетей, обычно не попадает в отчеты Министерства связи и массовых коммуникаций и находится вне поля зрения чиновников администрации связи страны.

Наиболее популярными брендами УАТС в Российской Федерации, по данным J’son & Partners, являются Panasonic, LG и Avaya, которым принадлежит 44, 15 и 14% рынка соответственно.

Аналитики приводят также раздельную информацию по двум типам УАТС — аналоговым и IP. Лидером по продажам аналоговых УАТС является компания Panasonic, на ее долю приходится 53% этого сегмента рынка. По продажам IP-УАТС лидирует Avaya, на долю которой приходится 33% всех продаж IP-УАТС в России.

Структура продаж производителей УАТС по типам станций (аналоговые или IP) может значительно отличаться для разных производителей. Например, у Cisco все 100% продаж приходятся на IP-УАТС, у Avaya — сбалансированный портфель продаж (54:46), а у Panasonic преобладают поставки аналоговой техники (96:4).

В отраслевой структуре поставок офисной коммутационной техники, по данным J’son & Partners Consulting, на Центральный федеральный округ приходится наибольшее количество проданных в России УАТС — 719,4 тыс. портов, из которых 566,8 тыс. портов продано в Москве. Далее идут Приволжский федеральный округ — 226,4 тыс. портов и Северо-Западный федеральный округ — 220,6 тыс. портов, из которых 109,9 тыс. портов продано в Санкт-Петербурге.

Наименьшее количество УАТС продано в Северо-Кавказском федеральном округе — 22,3 тыс. портов и в Южном федеральном округе — 64 тыс. портов. На долю двух столиц — Москвы и Санкт-Петербурга — приходится 41,6% поставленных в страну портов УАТС, что примерно в восемь раз больше, чем на два федеральных округа — Южный и Северо-Кавказский — вместе взятые. Рискну предположить, что эта статистика достаточно хорошо отражает территориальные аспекты уровня развития бизнеса в нашей стране.

Таблица. Продажи УАТС в России в 2010 г.
Вендоры Количество портов, тыс.
Panasonic 721,1
LG 249,2
Avaya 218,7
Samsung 99,1
Siemens 69
Iskratel 51,9
NEC 46
Cisco 45,8
Asterisk/Digium 28,9
Alcatel 22,7
Aastra 22,5
Nortel 16,8
Другие 34
Всего 1625,7