19 декабря в Москве прошло первое заседание Общественно-экспертного совета по обсуждению организации видеотрансляций с избирательных участков на предстоящих президентских выборах. Председательствовал на мероприятии Илья Массух — заместитель главы Минкомсвязи. Это ведомство наравне с Минфином и ЦИК является исполнителем поручения председателя Правительства Владимира Путина, данное им 16 декабря и предписывающее к марту 2012 г. установить веб-камеры на всех избирательных участках (около 94 тыс.).

Как уточняют в Минкомсвязи, в соответствии с поручением камеры должны будут показывать в режиме реального времени ситуацию на выборах — и в период голосования, и в ходе подведения его итогов и подсчета голосов. После окончания выборов, по мнению г-на Путина, видеокамеры целесообразно использовать для нужд социальных учреждений, где размещаются избирательные комиссии.

Как сообщил г-н Массух, когда в министерстве стали технически погружаться в вопрос, то оказалось, что подобная столь масштабная задача еще ни разу не решалась нигде в мире. Сейчас министерство в общих чертах предполагает, что на каждом участке должно располагаться от одной до трех камер. Куда конкретно они будут направлены, решит ЦИК; наверное это будут виды урн, стола подсчета голосов и общего плана помещения. Обрабатывать информацию планируется в семи территориально распределенных ЦОДах (как можно было понять, Минкомсвязи свободно располагает именно такими мощностями и именно такое количество ЦОДов готово гарантированно защитить от DDoS-атак).

Описывая очевидные сложности проекта, г-н Массух отметил, что в настоящий момент на рынке физически нет необходимого оборудования в нужном количестве. Например, число свободных и готовых к поставкам ПК (а их нужно порядка 100 тыс.) во всей России оценивается всего в 20 тыс. штук. С камерами та же ситуация. Придется обращаться к зарубежным поставщикам, но к кому именно, пока не ясно; чтобы успеть реализовать проект в срок, техника должна оказаться в стране не позднее конца января.

Также, по словам г-на Массуха, предполагаемый трафик передаваемых в день выборов данных составит примерно 100 Гбит/с, что соизмеримо с пропускной способностью существующих магистральных каналов связи. Кроме того, объективно придется задействовать большое число операторов связи и как-то их “состыковать”, что тоже является одним из узких мест проекта. Также кое-где придется использовать спутники, которые дают задержку сигнала — понадобится дополнительное техническое решение.

Предварительная стоимость проекта по различным данным, озвученным Минкомсвязи в разное время, колеблется от 10 до 15 млрд. руб., и эти траты придется согласовывать с Минфином.

После окончания выступления г-на Массуха остальные члены Совета стали вносить свои предложения.

Депутат Госдумы от “Справедливой России” Илья Пономарев обратил внимание на то, что трансляция обязательно должна вестись со звуком — как минимум в момент подсчета голосов, которые сопровождаются голосовыми комментариями.

Веб-камера, по его мнению, может быть и одна, если она будет способна поворачиваться (сначала отслеживаются урны, затем стол для подведения итогов). В идеале же необходимо, чтобы камера смогла заглянуть через плечо членам избирательной комиссии. Но эта трансляция не сможет быть общедоступной, чтобы не нарушить закон о персональных данных.

Также, по убеждению г-на Пономарева, весь проект окажется напрасным, если не удастся принять законодательные поправки, которые позволят использовать записи с камер в судах в качестве доказательств фальсификаций (“каруселей” и вбросов). В противном случае люди снова выдут на митинги, но юридически все останется как и раньше.

Депутат Госдумы от “Единой России” Елена Николаева полностью согласилась с соображениями коллеги относительно звука и законодательных поправок, задавшись вопросом, нужна ли четкая “картинка” на протяжении всех выборов или только во время подсчета голосов.

Также г-жа Николаева выразила сомнения в том, что Минкомсвязи удастся закупить оборудование в полном объеме, не нарушив при этом 94-ФЗ, и высказала предположение, что трафик от камер в день выборов скорее всего серьезно подвесит Интернет в целом, и обществом это будет воспринято как DDoS-атака и очередная попытка не дать активным гражданам нормально коммуницировать.

Еще один депутат-единоросс Роберт Шлегель указал на проблему плохого электрического освещения на многих участках, которое не позволит камерам нормально осуществить трансляцию. Кроме того, он высказал идею, поддержанную впоследствии г-ном Пономаревым, проконсультироваться с ЦИК на тему того, так ли важно оснастить полноценным наблюдением 100% участков и не разумнее ли в малонаселенных пунктах прибегнуть к упрощенным схемам или не вести запись вовсе. Одно дело, когда ЦИК вынужден поднимать в воздух вертолет, чтобы доставить единственный бюллетень жителю глухой деревни и тем самым обеспечить его конституционное право. У нас же ситуация иная — проект должен обеспечить легитимность выборов в первую очередь в тех регионах, где количество избирателей способно оказать на их исход существенное влияние. На малых же участках усилия окажутся неэффективны, и из-за гипотетических нарушений на них, грубо говоря, на Болотную площадь никто не выйдет

Руководитель Федерального центра информатизации при ЦИК Михаил Попов отметил важность вопросов безопасности (буквальна пара подмен “картинки” вызовет в обществе очень негативную реакцию).

Старший вице-президент Ростелекома Ваагн Мартиросян подчеркнул предельную ограниченность временного ресурса для реализации проекта, подтвердил существование полного набора необходимых для него технологий (в том числе в портфеле его компании), но напомнил членам Совета, что их кому-то придется обслуживать на местах — во время монтажа (для этого на каждом участке потребуется бригада из трех человек минимум) и в день самих выборов. Кроме того, г-н Мартиросян слабо себе представляет, что потом делать с оборудованием — как хранить, как использовать.

Существование данной проблемы подтвердил и г-н Шлегель, по мнению которого, использованное сейчас оборудование (а оно, по признанию г-на Массуха, будет насколько это возможно недорогим и примитивным) через 5—6 лет полностью морально устареет. Более того, как уверяет г-н Пономарев, оборудование в принципе не может быть передано после выборов школам, где развернутся участки для голосований, потому что техника сейчас окажется на балансе ЦИК. По его словам, в целом нужно понимать, что ЦИК — это очень специализированная структура, над которой после объявления выборов поручения Президента и премьер-министра никакой власти не имеют. Поэтому сейчас не удастся принять какие бы то ни было поправки, которые бы позволили при подсчете голосов использовать информацию с веб-камер.

Когда началась сессия вопросов из зала, стало очевидным, что полная трансляция хода выборов не сможет передаваться в режиме реального времени по всей стране — в тот момент, когда на Чукотке станут подсчитывать голоса, в Москве еще никакие итоги не должны стать достоянием общественности.

В довершение ко всему выяснилось, что полностью зафиксировать ход выборов, как это предписано Владимиром Путиным, все равно не удастся — по оценкам г-на Массуха, порядка 1% оборудования (а скорее всего больше), исходя из элементарной статистики, в день голосования выйдет из строя.

Так или иначе, все высказанные соображения Минкомсвязи придется учесть при дальнейшей детальной проработке проекта.

Следующее заседание Совета состоится 22 декабря во второй половине дня, а заключительное — 23 или 24 декабря.

На данный момент Минкомсвязи создало сайт webvybory2012.ru, на котором своими идеями может поделиться любой желающий.