Московский государственный технологический университет “Станкин” выиграл тендер на создание отечественного 3D-ядра геометрического моделирования, объявленный министерством промышленности и торговли РФ в рамках федеральной целевой программы “Национальная технологическая база” на 2007—2011”. Предусмотрено финансирование в объеме 690 млн. руб. сроком на три года.

В конкурсе также участвовал “Национальный центр технологического перевооружения предприятий оборонно-промышленного комплекса” и “Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского” (ЦАГИ). Но, как сообщается, первый участник выбыл из-за неправильного оформления документации, а второй — проиграл “Станкину”.

Ядро — это набор математических функций, который предназначен для точного математического представления трехмерной формы изделия и управления этой моделью. Полученные с его помощью геометрические данные используются системами автоматизированного проектирования (CAD), технологической подготовки производства (CAM) и инженерного анализа (САЕ) для разработки конструктивных элементов, сборок и изделий. Проектировщик получает доступ к функциям ядра через графический пользовательский интерфейс соответствующей САПР. Таким образом, ядро имеет очень важное значение для САПР.

Как написано в техзадании этого конкурса, “Россия на сегодняшний день не располагает собственным полнофункциональным геометрическим 3D-ядром, способным конкурировать с западными аналогами. В результате, российские предприятия в большинстве случаев используют зарубежные САПР, базирующиеся на зарубежных 3D-ядрах. Создание российского 3D-ядра позволит ликвидировать критическую импортную зависимость российских разработчиков, конструирующих новые виды продукции машиностроительных предприятий оборонно-промышленного, авиастроительного, судостроительного, ракетно-космического и атомного комплексов, и заложить основу для их конкурентоспособности на длительную перспективу”.

Разработчики САПР разделяют мнение о важной роли отечественного ядра для страны. “Для России, позиционирующей себя в качестве одного из мировых лидеров, обладательницы оружия ядерного сдерживания, субъекта (а не объекта) мировой политики, крайне важна способность самостоятельного проектирования и производства военной техники. Наличие собственного 3D-ядра и, шире, собственной, построенной на отечественных технологиях CAD-системы, имеет для этого большое значение. Владение такими технологиями и ПО также дает возможность создания различных отраслевых САПР как независимыми разработчиками, так и крупными промышленными предприятиями-холдингами”, — считает Максим Богданов, генеральный директор компании АСКОН.

По его мнению, в первую очередь такая разработка будет наиболее востребованной в отрасли ВПК, в которой на первом месте стоит вопрос технологической безопасности. Но кроме того, наличие более экономичных, чем зарубежные, отечественных CAD-систем высокого класса будет очень полезно и остальному рынку. Тем более что сектор гражданского машиностроения, основу которого составляют динамичные предприятия среднего и небольшого размера, будет постепенно расти, на основе и чисто российских компаний, и совместных предприятий.

Эту точку зрения разделяет Евгений Лесников, руководитель направления промышленного проектирования в “Autodesk СНГ”: “Новость об инвестициях государства в создание национального 3D-ядра — это однозначно позитивное известие. Не знаю, чем закончится этот проект, но само по себе данное событие является признаком перехода нашего рынка и государства в качественно иное состояние. Государство признает зрелость российского рынка САПР и наших разработчиков, а также самой этой темы. Эта новость имеет даже не локальное значение, а международное, так как для международного рынка САПР это достаточно уникальное событие. А ещё это шанс для многих. Не только для российских разработчиков, хотя пока об этом говорить рано”.

Он считает, что теоретически новое 3D-ядро может быть востребовано в машиностроении, строительстве и т. д., причем как в России, так и за её пределами: “Но всё зависит от того, какую цель будут преследовать разработчики. Это, пожалуй, самый интересный вопрос на текущий момент. Какую цель преследует государство, инвестируя в новое 3D-ядро? Время даст на него ответ”.

Однако зарубежные наблюдатели отмечают, что использование национального ядра может привести к изоляции России от остального мира и приводят в качестве примера Китай. Как пишет известный блогер Ральф Грабовский, Китай известен разработкой собственных технологий, таких как системы для сотовых телефонов, аналогичная Linux операционная система и космическая программа. Страна не хочет полагаться на иностранцев, в первую очередь, на американцев, однако, платит за это тем, что становится несовместимым с остальным миром.

Многих наблюдателей также удивила фраза техзадания о том, что Россия не располагает собственным 3D-ядром. Участники интернет-дискуссий отмечают, что в России есть не только отечественные САПР на базе лицензируемого зарубежного ядра (такие как система T-Flex компании “Топ Системы”), но и чисто российские САПР на базе российского ядра (например, КОМПАС-3D фирмы АСКОН). Более того, как сообщил Максим Богданов, 3D-ядро АСКОНа не является закрытым: “Несколько российских компаний лицензировали и ведут собственные разработки на его основе”.

Кроме того, известно, что написание ядра — долгая и трудная работа. Поэтому специалисты сомневаются в том, что такую работу можно выполнить за 529 дней, как обещает “Станкин” в заявке на участие в конкурсе.

Правда, Евгений Лесников считает, что можно уложиться в этот срок: “Думаю, что это вполне реально. Сроки реализации проекта будут зависеть от качества организации проекта и наличия необходимых ресурсов”.

Многих участников интернет-дискуссий также удивляет, почему в качестве функционального прототипа выбрано программно-математическое 3D-ядро Parasolid фирмы Siemens PLM Software.

Компания АСКОН подтверждает, что располагала информацией о конкурсе и приняла решение не участвовать в нем ввиду высоких экономических, правовых и репутационных рисков. Остальные игроки российского рынка САПР от комментариев отказались.