О намерении реорганизовать свое ECM-направление (управление корпоративным контентом) руководство группы компаний “АйТи” объявило еще осенью прошлого года, а новый календарный год оно открыло анонсом конкретных решений и более детальных планов в этой сфере. Председатель совета директоров ГК “АйТи” Тагир Яппаров сообщил о создании компании “Логика бизнеса 2.0”, объединившей всё ECM-направление холдинга, которым ранее занимались компании “АйТи. Информационный менеджмент” и “БОСС-Референт”. Кроме того, в новую структуру вошла большая команда ведущих консультантов, работавших в "Software AG Россия" и много лет занимавшихся продвижением и внедрением средств управления бизнес-процессами (BPM), во главе с Марией Каменновой, известным российский BPM-экспертом. Она стала руководителем “Логики бизнеса 2.0”, а ее заместителями и ответственными за ECM- и BPM-практики назначены соответственно Георгий Подбуцкий (ранее — генеральный директор “АйТи. Информационный менеджмент”) и Андрей Коптелов, пришедший с BPM-командой.

Тагир Яппаров отметил, что направление автоматизации управленческого документооборота (то, что в последние годы у нас называется СЭД) появилось в “АйТи” в виде продукта “БОСС-Референт” на платформе IBM Lotus Domino/Notes еще в 1995 г., а спустя примерно шесть-семь лет начало постепенно эволюционировать в сторону решения более широкого круга ECM-задач. К настоящему моменту “АйТи” имеет в своем арсенале целую продуктовую линейку “БОСС-Референт” для разных программных платформ (IBM Lotus, IBM FileNet, Microsoft SharePoint и Red Hat JBoss). Однако, по мнению руководителя “АйТи”, еще в прошлом году стало понятно, что развитие ECM-направления требует использования качественно новых подходов, в том числе серьезного усиления механизмов управления бизнес-процессами и переноса акцентов с задач внедрения на консалтинг, с автоматизации действующих бизнес-процессов на реинжиниринг (на базе автоматизации) систем управления предприятиями в целом.

Отметим со своей стороны, что идеи интеграции ECM и BPM и использование реинжиниринговых подходов при внедрении ИТ, конечно, не новы. Первые (тут нужно обратить внимание на номер “2.0” в названии созданной компании) активные попытки их реализации в России на уровне конкретных бизнес-проектов предпринимались еще в конце 1990-х, в том числе с участием Марии Каменновой.

Вспомним, что осенью 1998 г. (очень характерно — через месяц после российского дефолта, и начала откровенной паники в отечественной экономики) в результате слияния СЭД- и BPM-компаний “Весть” и “Метатехнология” была образована “Весть-Метатехнология”. Однако опыт последующих двух лет показал, что такая интеграция оказалась не очень успешной: спустя некоторое время ECM-команда создала собственную компанию, переключившись c системы Hummingbird на продвижение новой тогда для России платформы Documentum, потом из состава “Вести-Метатехология” отделилась группа, занимавшаяся интеллектуальными поисковыми системами “Одеон-АСТ”, затем BPM-команда создала “Логику Бизнеса” (после чего переместилась сначала в IDS Scheer, а затем в Software AG), а “Весть”, оставшись опять одна, фактически ушла с ИТ-рынка.

Почему же попытка “номер два” должна быть удачной и почему она сделана именно сейчас, спустя почти четырнадцать лет? Отвечая на этот вопрос, Мария Каменнова сказала, что, по ее мнению, причина тогдашнего не очень удачного опыта кроется в неготовности в тот момент российского рынка к такой постановке задачи. Причем это касается восприятия заказчиками идей как ECM, так и BPM. Вопрос их тесной интеграции тогда был поставлен для нашей страны преждевременно, и потому эти два направления вынуждены были еще почти десять лет развиваться в значительной степени параллельно (хотя механизмы управления бизнес-процессами все шире использовались в СЭД-решениях, а BPM-средства также активно развивались как самостоятельно, так и в рамках ERP-систем).

Однако сейчас ситуация все же поменялась, появился и растущий спрос со стороны заказчиков, и качественно новые предложения от поставщиков. Поясняя первый аспект вопроса, Тагир Яппаров отметил: “Бизнес-процессы предприятий не покрываются полностью учетными системами, которые большинство предприятий уже внедрили у себя. К тому же учетные системы не приспособлены для управления неструктурированной информацией. Поэтому компаниям не удается достичь действительно комплексной автоматизации своей деятельности. Новые подходы к автоматизации бизнес-процессов и управлению неструктурированной информацией позволяют делать то, что осталось за рамками учетных систем. А это 80% контента и бизнес-процессов компании. При этом автоматизированные учетными системами бизнес-процессы недостаточно гибки, чтобы быстро изменять их в ответ на требования рынка. Между тем, согласно исследованию Gartner, две трети российских предприятий при внедрении систем автоматизации бизнес-процессов планируют вносить изменения в процессы не реже двух раз в год, а для 18% необходимы ежемесячные изменения”.

Развивая эти мысли, Мария Каменнова добавила: “Современные ECM-инструменты радикально меняют способы работы офисных сотрудников, позволяя им действовать так, как это было невозможно раньше. Поэтому внедрение ECM-инструментов требует одновременного выстраивания новых бизнес-процессов. И это уже воздействие BPM на ECM. Мы разрабатываем специальную методологию процессно-ориентированного внедрения ECM-решений, результатом которой становится повышение операционной эффективности бизнес-процессов, особенно связанных с документооборотом”.

В рамках проекта “Логика бизнеса 2.0” намерена вывести на российский рынок новейшие инструменты управления бизнес-процессами класса BPM 2.0, которые позволяют автоматически конвертировать модель процесса в работающее приложение. Речь идет об инструментах класса Subject-oriented BPM (тематически ориентированные) немецкой компании Metasonic (с ней “АйТи” подписала соглашение о стратегическом партнерстве), которые, по мнению экспертов, существенно повышают скорость автоматизации бизнес-процессов и проведения изменений в них. Со своей стороны генеральный директор компании Metasonic Герберт Киндерманн отметил, что его фирма видит большой потенциал в выводе решений S-BPM на российский рынок.