13 февраля в Москве прошло 3-е заседание Общественно-экспертного совета по обсуждению вопросов финансирования и реализации проекта по установке веб-камер на избирательных участках.

Как сообщил присутствующим заместитель министра связи и массовых коммуникаций Илья Массух, к настоящему моменту программно-аппаратные комплексы (ПАК) развернуты уже на 32 тыс. участков (всего их в стране 91,4 тыс.). При этом, благодаря специальной программной платформе, операторы call-центра в Москве через Интернет проверяют качество изображения буквально с каждой камеры.

Для монтажа ПАКов уже сформированы все бригады (порядка 5 тыс.; минимум по два человека в каждой), поэтому в ближайшее время скорость развертывания ПАКов возрастет с 1 тыс. в сутки до 5—6 тыс. По словам старшего вице-президента Ростелекома Ваагна Мартиросяна, в таком режиме участники проекта намерены к 26—27 февраля настроить видеонаблюдение по крайней мере на 80—85% избирательных участков и провести так называемую тренировочную трансляцию, дав адекватную оценку работоспособности всей системы.

По подсчетам г-на Мартиросяна, на данный момент настроено 35% от общего числа ПАКов и смонтировано порядка 75% необходимых каналов связи.

Г-н Массух не устает повторять, что график выполнения работ очень жесткий, но пока все идет по плану. Впрочем без локальных корректировок графика не обходится. Например, по словам г-на Мартиросяна, совсем недавно возникли неожиданные проблемы с поставками удлинителей (вопрос уже решен). Но больше всего непредвиденных сложностей, как уверяет г-н Массух, создают погодные аномалии. Исполнители проекта столкнулись с тем, что поставляемое оборудование оказалось не рассчитано на воздействие чрезмерно низких температур (даже в выключенном состоянии). По всей видимости часть ноутбуков, перевозимых наземным транспортом, провела на морозе ниже -40 0C более трех дней, что негативно сказалось на химических элементах их аккумуляторов. (К счастью ПАКи были заказаны с 10-процентным запасом.) К тому же оптический кабель в принципе нельзя прокладывать при температуре ниже -15 0C, поэтому доходит до того, что рабочим при помощи различных ухищрений приходится его нагревать, чтобы протянуть линию. Последнее обстоятельство даже побудило Минкомсвязи по окончании проекта инициировать научные исследования по адаптации кабеля к российским зимним условиям.

Что касается осуществления самой трансляции в день выборов как таковой, то на заседании также прояснились некоторые ее подробности. Напомним, видеоизображение с камер будет записываться одновременно на жесткий диск ноутбука или ПК, входящих в ПАК, и одновременно на удаленные ростелекомовские серверы. Архивные записи после этого станут сохраняться не менее года.

По сообщению представителя ЦИК Антона Лопатина, доступ к архиву будет осуществляться без ограничений. Однако, по утверждению г-на Массуха, лишь 70—75% записанной информации будет адекватно представлена сразу после окончания голосования. Полноценно же сформировать архив планируется только дня через три после выборов. Дело в том, что ПАК запрограммирован таким образом, что он станет подстраиваться под качество канала связи. При каких-либо неполадках или перегрузках (а они где-то произойдут обязательно) комплекс автоматически ухудшит качество транслируемой в Интернет картинки, и в нормальном разрешении продолжит записывать только на свой жесткий диск. Соответственно потом понадобится определенное время на то, чтобы синхронизировать качество картинки на сервере и на диске.

Также наконец стала ясна окончательная позиция участников проекта в отношении идеи представителей предвыборных штабов нескольких кандидатов в президенты, предлагавших еще на первом заседании совета оснастить видеокамерами не только участковые избирательные комиссии (УИК), но и территориальные (ТИК). Дескать именно в них происходит наибольшее число фальсификаций. Как можно было понять из дискуссии, руководитель ЦИК Владимир Чуров изначально эту идею поддержал. Правда г-н Массух сразу же сообщил, что с учетом значительного числа ТИКов в стране (порядка 2 тыс.) выделить на их оснащение дополнительные ПАКи не удастся, и предложил в качестве варианта перебросить необходимое количество комплексов с маленьких (по числу избирателей) УИКов.

Так или иначе, итоговую “резолюцию” по данному вопросу озвучил г-н Лопатин. По его словам, оснащение камерами ТИКов, а тем более демонтаж ПАКов на каких бы то ни было участках совершенно нецелесообразно. По уверению чиновника, если осуществлять контроль на низших звеньях цепочки, то на более высоких он уже не понадобится. В качестве дополнительных мер усиления контроля, по уверению г-на Лопатина, решено обязать председателей участковых комиссий в конце процедуры подсчета голосов развернуть заполненный протокол перед объективом одной из камер и вслух зачитать его содержание.

В завершении стоит упомянуть тему, затронутую представителем Общественной палаты РФ Денисом Дворниковым. По его убеждению, в день выборов отдельная категория граждан обязательно захочет провести перед камерами разнообразные флешмобы, устроить провокации, показать неприличные жесты или просто передать приветы друзьям-родственникам. Несмотря на то, что часть членов совета достаточно скептически отнеслась к такой постановке вопроса, г-н Дворников склонен рассматривать подобные действия как основание для привлечения шутников и хулиганов к административной ответственности и, чтобы снизить число инцидентов, намерен силами своей организации (при помощи СМИ) провести активную разъяснительно-просветительскую работу среди населения.

Рвение г-на Дворникова вообще можно было посчитать не заслуживающим внимания в рамках данного материала, если бы не одно “но”. Дело в том, что с одной стороны для всех очевидно, что проект оснащения УИКов камерами является общественно значимым, инициированным государством, осуществляемым на государственные деньги государственной же по формальным признакам компанией. Однако в случае фиксации каких-либо нарушений суды смогут по своему усмотрению принять видеозаписи в качестве доказательств, ведь в четком соответствии с буквой закона делать это они вовсе не обязаны. То есть видеозапись — это механизм общественного контроля, а не гарантированный юридический инструмент. Соответственно, если Общественная палата начнет таскать по судам записанных на видео шалопаев, то “законники” окажутся в весьма сложной ситуации. Если считать записи хулиганств полноценным основанием для наложения штрафов, то придется расценивать видео также однозначным аргументом в пользу возбуждения дел по фактам нарушений выборных процедур. (Ну и наоборот.)

В общем, г-н Дворников возможно зря затеял педалирование данной темы. Теперь наверняка найдутся любители острых ощущений, которые в соответствии с вышеизложенной логикой захотят поэкспериментировать с нашей судебной системой и устроят что-нибудь веселое в прямом эфире, хотя раньше этого делать может быть и не собирались.