Ситуация на корпоративном рынке клиентских устройств вызывает ассоциацию с усиливающимся волнением моря – волны общественно-информационной шумихи становятся все выше и выше. Средний уровень “шума”, кажется, уже сейчас начинает превосходить шум по поводу хита последних двух лет — облачных вычислений — и наверняка будет нарастать (хотя прогресс дел в мобильной сфере во многом связан именно с реализацией облачных моделей и технологий). При этом всем понятно: никакого катастрофического шторма не приключится, все будет происходить весьма эволюционно. Тем не менее выходить в море небезопасно (тем более, что как ситуация будет развиваться неясно), и есть отчетливое впечатление, что после окончания непогоды ситуация будет выглядеть как-то иначе, чем до того. В этих условиях прибрежным жителям нужно выработать тактику действия в текущих условиях волнения и подумать о стратегии “после того”. Да и многочисленным приезжим зевакам очень интересно за всем этим наблюдать и даже немного поучаствовать в морских играх природы.

Основной общественный интерес тут пока сосредоточен в мобильно-планшетном сегменте (смартфоны и планшеты) рынка. При этом хорошо виден вот какой парадокс: ключевые позиции занимают две платформы (Android, представленная разношерстным сообществом поставщиков во главе с Google, как владельцем ОС, и iPad от Apple), позиции Windows здесь снизились почти до нулевого уровня, но при этом именно Microsoft является в последние полгода основным возмутителем общественного спокойствия, инициируя с помощью официальных анонсов, полуофициальных сообщений и совсем неофициальных утечек самые большие волны общественного интереса. Объяснение же этого кажущегося противоречия вполне очевидно: всем понятно, что рынок мобильных средств и уж тем более планшетной его составляющей находится еще в стадии формирования и та же Microsoft (и не только она) еще не сказала последнего слова и имеет существенные ресурсы для изменения положения дел в свою пользу.

И конечно, главным ожидаемым сейчас событием должен стать выход новой версии OC Microsoft, имеющей пока название Windows 8, о которой, несмотря на обилие разговоров и ее упоминаний, известно на самом деле не так уж много. Ситуация тут — а речь идет не только о технических деталях системы, но и о понимании общей стратегии Microsoft в области мобильных технологий — в какой-то мере прояснится и перейдет в фазу более конкретных дел 29 февраля, когда корпорация обещала представить первую бета-версию Windows 8. Однако подчеркнем: в этот день полной ясности в отношении будущей Windows 8 и планов Microsoft не наступит. Простой ретроспективный анализ выхода предыдущих вариантов Windows показывает, что от появления первой беты до выпуска рыночного продукта проходит не менее года и за этот срок происходит порой весьма радикальная коррекция как технических, так и маркетинговых планов.

Именно поэтому общий анализ ситуации и прогноз ее развития вполне уместны как раз сейчас, в том числе чтобы подготовиться к пониманию грядущих объявлений и последующих обсуждений.

Что нам известно о Windows 8

За последние годы произошли некоторые любопытные изменения в PR-работе Microsoft, одно из которых — использование в качестве кодовых названий (на стадии разработки) новых версий продуктов просто порядковых номеров (например, Office 14, который сейчас известен как 2010) вместо имен собственных (например Memphis, которая стала Windows 98). Так что для начала нужно иметь в виду, что Windows 8 — это кодовое название будущего продукта. Среди новшеств маркетинга конкретно Windows 8 следует отметить то, что с лета 2011 г., почти вся официальная информация о продукте, о планах в отношении его и ходе его разработки поступает из блога, который ведет лично Стив Синофски (с июля 2009-го — президент подразделения Windows в Microsoft, отвечающий за разработку и маркетинг Windows, Windows Live и Internet Explorer). Этот многомесячный сериал он ведет регулярно, с весьма подробными записями, с наличием множества технических деталей и разного рода размышлений.

Но в оценках этой работы “главного по Windows 8” среди наблюдателей нет единодушия. Многие восхищаются, удивляясь при этом открытости Microsoft. Но есть и такие, кто считает, что обилие этих рассказов больше направлено на то, чтобы как раз скрыть реальное состояние дел и реальные планы (или их отсутствие) корпорации, окутать пеленой таинственности содержательные вопросы новой ОС, поддерживая при этом интерес аудитории к данной теме. Автор этих строк [который, в частности, участвовал в специальной конференции BUILD 2011, где была впервые официально представлена Windows 8 в актуальном и сегодня варианте Developer Preview] придерживается второй точки зрения.

PR-тактика корпорации, наверное, очень разумная и правильная (не говоря уже о том, что им виднее, как делать свой бизнес), другое дело — что ее, точнее произносимые корпорацией слова, нужно понимать должным образом, со всеми необходимыми поправками. Более того, хотя многие аспекты своих планов Microsoft не озвучивает не потому, что она хочет что-то скрыть (хотя и не без этого), а просто потому, что эти аспекты не очень понятны в данный момент даже самому Стиву Синофски. Многие планы формируются по ходу дела, в том числе по мере продвижения разработки и в зависимости от развития общей рыночной ситуации.

Одно из проявлений запутанности ситуации с Windows 8 заключается в том, что это название используется для обозначения весьма различных сущностей и часто просто непонятно — о чем же идет речь. Чтобы немного разобраться в рассказах о Windows 8, нужно вспомнить…

… что такое операционная система?

Вопрос этот выглядит риторическим, но на самом деле ответ тут совсем не очевиден, поскольку термин ОС (а вместе и с ним — и Windows) уже давно используется в нескольких разных смыслах.

  • В классическом понимании ОС — это программный интерфейс между прикладными программами и аппаратными средствами, включающий супервизор, драйверы и другие компоненты ядра и системного окружения, а также средства управления всеми ресурсами и процессами вычислительной системы. Вообще говоря, даже слой API может не входить в это понятие.
  • Однако еще в 60-х годах прошлого века появилась более широкая трактовка ОС, как комплекса, включающего ПО не только поддержки исполнения прикладных программ, но и их разработки (например, IBM OS 360, которая включает набор системных программ, в том числе компиляторы, компоновщики и пр.).
  • Появление ПК сопровождалось расширением понятия ОС — в него теперь вошел некий минимальный набор прикладных программ для конечного пользователя (редакторы текста и пр.). Но в DOS, например, еще практически не было пользовательского интерфейса, эти функции выполняли дополнительные специальные приложения (например, Norton Commander). Windows в первых своих версиях позиционировалась не как ОС, а именно как “пользовательская оболочка” для DOS.
  • Однако потом, в том числе по мере монополизации положения Windows, весь этот комплекс Microsoft (промежуточный слой, набор приложений и пользовательский интерфейс) стал также называться операционной системой. В такой трактовке ОС можно, скорее, определить как интерфейс между конечным пользователем и всем компьютером (программно-аппаратным комплексом). Очевидно, что такое определение годится только именно для ПК, но не для, например, серверов.
  • И еще одна трактовка ОС — это чисто инструментальный набор разного рода компонентов, из которых так или иначе собирается конкретный вариант продукта (в том числе ОС в классическом понимании). Такой набор предназначен обычно для разработчиков ПО и производителей аппаратных средств.
  • Для открытого ПО, такого как Linux, создание и развитие которого строится на системе разделения труда и конкуренции, подобное разделение понятий (хотя четкой терминологии тут тоже нет) все же существует, в виде наличия ядра ОС, базовых компонентов, дистрибутивов. А в прориетарных системах очень часто все эти разные понятия обозначаются одним термином (в том числе для удобства маркетинга), что и происходит в случае с Windows.

Вот как это выглядит (не будем сейчас касаться серверной ОС) на примере текущей системы Microsoft Windows. На рис. 1 хорошо видно, что под словом Windows скрывается целый набор взаимосвязанных, но все же разных программных продуктов и технологий. Термин Windows давно уже стал просто брендом (как и Microsoft), а его начальный смысл уже почти забыт (оконный пользовательский интерфейс, надстройка над собственно ОС).

В общественном восприятии настольная Windows (сейчас 7) — это как раз пользовательской комплекс. “Классической ОС” (промежуточный слой между прикладным ПО и “железом”) как отдельной сущности на рынке вообще нет. Даже Win API и .NET Framework — это, скорее, высокоуровневый объектный слой поверх классической ОС. А вот в мобильных решениях Microsoft разделение сущностей имеет место. Тут базовый вариант ОС представлен в виде Windows CE, а варианты для конечных пользователей — Windows Mobile (ранее) и Windows Phone (сейчас его можно определить как Windows CE + Metro + набор прикладного ПО).

Почему же в мобильных системах такое разделение есть, а в настольных нет? Ответ кроется в некоторых принципиальных различиях этих рынков: мобильные средства требуют участия в создании продуктов широкого круга независимых разработчиков, Windows CE — это продукт как раз для них (кстати, во многих случаях он доступен и в варианте исходного кода). И продуктов на базе Windows CE имеется великое множество (причем часто конечный пользователь и не знает об использовании данного ядра). А на базе ядра Windows (+ Win API + .NET) есть только один продукт — Windows 7 от самой же Microsoft.

А что же такое Windows 8?

Теперь с учетом сказанного попробуем представить себе ожидаемую Windows 8. Под этим термином сейчас тоже понимается набор (причем находящийся в стадии формирования, меняющийся) разного рода компонентов.

Выше мы сказали о различиях миров мобильных и настольных ОС, которые до сих пор практически (в исполнении Microsoft) не пересекались, существовали и развивались автономно, как до сих пор была достаточно четкая граница между ПК (десктопы, включая сюда ноутбуки и нетбуки) и “ручными” устройствами. Планшеты же как раз заняли на рынке положение между этими двумя мирами, размывая существовавший ранее между ними барьер. Так вот особенность нынешнего момента в истории ОС Microsoft заключается в том, что она на наших глазах (в том числе, кажется, путем проб и ошибок) пытается соединить два ранее существовавших мира своих мобильных и настольных систем с помощью нового комплекса ОС, который обозначается общим словом Windows 8.

Пока из имеющейся информации цельная картина о новой версии Windows не складывается. Сделаем попытку ее сложить, хотя, понятно, в ней будет много “белых пятен”, в отношении которых сейчас можно лишь делать предположения.

Итак, новая ОС впервые была представлена на BUILD 2011 в сентябре прошлого года в сугубо предварительном варианте Developer Preview. И уже по ходу конференции стало понятно, что на самом деле на выданном участникам планшете находится не одна, а две разные, хотя и интегрированные между собой операционные системы, которые не имели собственных названий, но получили “народные” (надо же их как-то различать) — Window 8 Merto и Windows 8 Desktop. Сразу обратим внимание, что с тех пор все внимание Microsoft, а вслед за ней и общества было сосредоточено на теме Metro, а то, как будет развиваться “традиционная” Windows Desktop, как-то выпало из поля зрения.

И речь шла не просто о разных пользовательских интерфейсах, а о двух разных операционных средах, включая новую WinRT (рис. 2). Правда, было сказано, что оба слоя будут использовать единое ядро ОС, что и тогда уже вызывало некоторые сомнения (в том числе — как оно будет в будущем).

Напомним, что одним из обещанных изначально (еще года два назад) новшеств следующей Windows была поддержка архитектуры ARM. Но уже тогда наблюдатели выражали некоторые сомнения в реальности адаптации традиционной Windows для этих процессоров. Отметим, что Developer Preview была реализована на x86 и сомнения в уровне поддержки ARM нарастали .

И они оказались вполне оправданными: в начале февраля Стив Синофски сообщил о создании версии Windows on ARM (WOA). К двум ранее известным системам (Window 8 Merto и Windows 8 Desktop) прибавилась третья! При этом было четко сказано: “WOA не поддерживает запуск, эмуляцию и портирование существующих настольных x86-приложений”. Предположение, сделанное нами еще на BUILD 2011, оправдывается: Windows 8 начинает делиться на несколько независимых ОС (как минимум две), причем не совместимых между собой (рис. 3)

В результате сегодня, накануне новых официальных объявлений Microsoft, хотелось бы сформулировать некоторые тезисы и вопросы, на которые, наверное, стоит обратить внимание, анализируя информацию разработчика и изучая сам продукт.

  • Можно предположить, что WOA и Windows Metro x86 будут построены на базе одного операционного слоя WinRT. Но будут ли варианты WinRT для ARM и x86 полностью идентичны? Будет ли соответственно обеспечены совместимость и переносимость приложений для WOA и Windows Metro x86?
  • Будет ли в новой Windows обеспечено единство файловой системы? Отметим, что Стив Синофски уже сообщил в блоге о намерении реализовать новую файловую систему. Но непонятно — это будет некоторая опция к существующему варианту или полная замена? Будет ли она реализована для новой ОС или для традиционной тоже? Напомним, что создание новой файловой системы было обещано еще в 2003 г. для Longhorn (Vista и Server 2008), но потом идея заглоха.
  • Насколько будут интегрированы между собой Windows Metro и Windows Desktop? Будут ли они доступны только в объединенном варианте или также и по отдельности?
  • Будет ли вариант Windows 8 Metro ориентирован исключительно на планшеты (беcклавиатурные устройства) или будет доступен и на ноутбуках и ПК. Будет ли он также использоваться для смартфонов?
  • Что нового ожидается в развитии традиционного варианта Windows 8 Desktop? Проще говоря: что придет на смену сегодняшней Windows 7? На что ориентироваться основной массе корпоративных пользователей, которых “тинейджеровский” вариант Metro пока вовсе не интересует?
  • И еще один важный вопрос: каков все же более конкретный план-график выпуска “всей этой музыки"? Это нужно знать и независимым разработчикам, и пользователям (как частным, так и корпоративным), первым, чтобы уже сейчас начинать создание собственных продуктов, вторым — чтобы планировать стратегию обновления своих ИТ-систем.