Банковская сфера является одним из лидеров по уровню использования ИТ, от которых во многом зависит повышение эффективности бизнеса. Поэтому неудивительно, что любая масштабная перестройка деятельности банка всегда сопровождается соответствующими изменениями в области ИТ. Руководствуясь данным принципом, группа ВТБ в рамках реформы корпоративного управления осуществляет глобальную трансформацию своей ИТ-инфраструктуры, о чём было объявлено в середине февраля нынешнего года. Решение о проведении реформы управления, принятое в конце 2011 г., было продиктовано необходимостью обеспечения централизованного контроля за бизнес-процессами дочерних организаций. Особую важность данной задаче придавало наличие у группы ВТБ широкой международной сети, насчитывающей сегодня более 30 банков и финансовых компаний в 19 странах мира.

Построение новой модели управления в группе ВТБ осуществляется по трем ключевым направлениям. Первое — создание глобальной корпоративно-инвестиционной бизнес-линии, отвечающей за финансовые результаты работы с корпоративными клиентами на всех территориях, где присутствуют дочерние банки. Второе направление — создание глобальной розничной бизнес-линии, отвечающей за финансовые результаты обслуживания физических лиц и малого бизнеса во всех местах присутствия ВТБ. И третье направление — усиление интеграции управления функциями поддержки и контроля, в первую очередь управления рисками, финансами, ИТ и операционной деятельностью.

Все эти изменения невозможны без перестройки ИТ-инфраструктуры, считают в руководстве ВТБ. По словам заместителя президента-председателя правления ВТБ Герберта Мооса, ИТ являются одним из основных конкурентных преимуществ банка и расходы на ИТ входят в число трех его топ-расходов. В частности, ИТ-бюджет банка ВТБ составил в 2010 г. 2,5 млрд. руб., а в 2011 г. — 3 млрд. руб. При этом ожидается, что трансформация ИТ-инфраструктуры позволит не только поддержать уже достигнутые конкурентные преимущества, но и в некоторых областях даже увеличить их.

В ходе реформы формируется новая организационная структура ИТ, ориентированная в долгосрочной перспективе на достижение бизнес-целей группы ВТБ. “Мы повернули ИТ лицом к нашим бизнес-клиентам, — подчеркнул Гербер Моос. — И уже сегодня мы видим первые позитивные изменения, хотя многое еще только предстоит сделать”.

Суть трансформации ИТ в рамках проводимой в ВТБ реформы заключается в построении единой вертикали управления ИТ, включающей в себя ИТ-структуры всех дочерних компаний. “Фактически на всех территориях и всех направлениях нашего бизнеса создается единая система управления, позволяющая нам реализовать идею, что мы — единая группа”, — сказал старший вице-президент, руководитель ИТ-департамента ВТБ Дмитрий Назипов.

В соответствии с новой организационной структурой управление ИТ на уровне группы ВТБ будет осуществляться по матричной модели, когда локальные ИТ-руководители по умолчанию подчиняются ИТ-руководителю группы и локальному CEO. Причём назначение и увольнение локального ИТ-руководителя может происходить только с одобрения локального CEO и ИТ-руководителя группы.

Предполагается, что ИТ-руководитель группы наравне с локальным CEO участвует в согласовании ИТ-бюджета (включая бюджет ключевых ИТ-проектов дочерней организации) и контроле за его исполнением. Вместе с тем вне зависимости от того, кто является инициатором запуска того или иного ИТ-проекта, любое решение об инвестировании в ИТ должно быль одобрено руководством соответствующей глобальной бизнес-линией (корпоративно-инвестиционной или розничной).

Г-н Назипов также рассказал об основных стратегических направлениях развития ИТ в дочерних финансовых компаниях. Реализация этих инициатив будет осуществляться в рамках принятой корпоративной ИТ-стратегии, и прежде всего речь здесь идет о консолидации и централизации ИТ-инфраструктуры. Так, в настоящее время ИТ-специалисты группы ВТБ проводят масштабную работу с поставщиками телекоммуникационных услуг, направленную на создание единой телекоммуникационной инфраструктуры. В частности, с группой компаний Ростелеком завершается проработка вопросов построения единой инфраструктуры во всех регионах России, которая будет обеспечивать подключение к ней всех дочерних компаний.

В рамках решения задачи централизации ИТ-инфраструктуры также осуществляется развитие инфраструктуры дата-центров путём подключения к ней нескольких дочерних организаций. Это позволит добиться экономии денежных средств и построения надежной и устойчивой инфраструктуры, считают в ВТБ. Так, недавно образованный дата-центр “Воронцовский” включает в себя дата-центры банков ВТБ24 и ВТБ, а также страховой компании “ВТБ Страхование”.

Среди других стратегических ИТ-инициатив были названы централизация приложений, обеспечивающая управление группой как единым целым, внедрение модели управления ИТ по ключевым показателям эффективности (KPI), гарантирующей единый уровень обслуживания и общий подход к оценке эффективности ИТ, а также реализация управления ИТ на основе сервисных соглашений между ИТ и бизнесом и внедрение единых процессов управления инцидентами и изменениями. Помимо этого в группе ВТБ используется единая система обучения и подготовки сотрудников во всех дочерних компаниях, что способствует повышению качества обучения и грамотности персонала. И наконец, в нынешнем году была введена в действие система контроля ИТ-бюджетов дочерних компаний, направленная на повышение прозрачности деятельности их департаментов по ИТ.

Особое место в трансформации ИТ занимает корпоративная информационная система (КИС) группы ВТБ, работы над которой начались около четырех лет назад. Ее главная задача, по словам Дмитрия Назипова, заключается в предоставлении финансовым и бизнес-руководителям инструмента для управления группой как единым целым. КИС обеспечивает систематизацию процессов сбора и анализа информации, поступающей от банка ВТБ и дочерних финансовых компаний группы, с последующим составлением консолидированной отчетности. Система обладает унифицированным интерфейсом, предоставляющим аналитикам банка и дочерних финансовых компаний доступ ко всем необходимым им данным.

Еще один из элементов обновленной ИТ-инфраструктуры — портал группы ВТБ, представляющий собой единое информационно-коммуникационное пространство для всех дочерних организаций. Портал обеспечивает безопасный персонализированный доступ к данным и документам, а также централизованное хранение всей нормативно-справочной информации группы и управление ею. На портале реализован автоматизированный процесс создания рабочих и проектных команд для совместного обсуждения и решения задач уровня группы ВТБ; там же содержится общий, доступный всем дочерним компаниям телефонный справочник сотрудников группы ВТБ и много других полезных сведений.

Как было отмечено, в настоящее время в рамках построения матричной структуры управления ИТ происходит объединение департамента информационных технологий (ДИТ) ВТБ и ДИТ компании “ВТБ Капитал”, работающей в области инвестиционного бизнеса. Таким образом, в группе ВТБ создается единая ИТ-организация, реализующая поддержку инвестиционного, транзакционного и кредитно-депозитного бизнеса. “Фактически в результате трансформации департамента информационных технологий мы впервые среди российских банков построили не классическую горизонтальную организационную структуру, а ориентировали ее по линиям бизнеса”, — подчеркнул г-н Назипов. Такая структура предусматривает создание комиссий по планированию и приоритизации для каждой линии бизнеса и переход на модель бюджетирования и учёта затрат по линиям бизнеса.

В ходе перестройки структуры управления ИТ был также осуществлен переход на исчисляемые метрики качества работы ДИТ. С этой целью была внедрена модель предоставления сервисов бизнес-подразделениям со стороны ДИТ на основе согласованных ключевых показателей эффективности и SLA-соглашений. К сегодняшнему дню подписано 35 SLA-соглашений со структурными подразделениями банка ВТБ, причем каждое такое соглашение учитывает индивидуальные потребности конкретного подразделения, которому предоставляются ИТ-сервисы. Помимо этого, разработаны базовые KPI, позволяющие оценить качество ИТ-услуг, предоставляемых ДИТ в целом на уровне банка, а также организованы мониторинг выполнения SLA-соглашений и ключевых показателей эффективности и подготовка ежеквартальной отчётности.

В заключение Дмитрий Назипов представил наиболее значимые проекты, реализуемые в группе ВТБ в 2011—2012 гг. Первый из них — проект по развитию дистанционных сервисов, в рамках которого предполагается внедрить новые продукты дистанционного банковского обслуживания, обеспечить снижение стоимости проводимых операций и внедрение процесса управления продажами. Непосредственно к нему также примыкает проект по поддержке дистанционного консультирования.

Не меньшую актуальность имеет и проект развития корпоративного информационного хранилища, который предусматривает формирование информационного пространства, содержащего операционно-сделочные данные по всем видам продуктов и услуг банка ВТБ, создание единого реестра клиентов, исключение дублирующих звеньев в цепочке информационно-аналитических процессов.

И наконец, к числу важных проектов относятся внедрение в банке и группе ВТБ лучших практик риск-менеджмента в области оценки и управления операционными рисками, а также введение в эксплуатацию системы электронного хранения и обработки банковских документов, что будет способствовать повышению операционной эффективности и сокращению объемов бумажного хранилища.