27 февраля компания “ВымпелКом” объявила о запуске пилотной зоны Wi-Fi в Московском метрополитене. На время работы в тестовом режиме бесплатное предоставление услуги открыто на двух электропоездах, курсирующих на участке Сокольнической линии между станциями Спортивная и Сокольники. Чтобы воспользоваться услугой, достаточно подключиться с любого устройства, имеющего поддержку Wi-Fi. В настоящее время услуга предоставляется бесплатно всем желающим.

Доступ к Интернету осуществляется через радиочастотный (излучающий) щелевой кабель, проложенный в туннелях и на станциях метрополитена. Эта инфраструктура используется компанией “ВымпелКом” для предоставления мобильной связи 2G/3G. На сегодняшний день компания обладает самой протяженной кабельной сетью среди столичных мобильных операторов; ее общая протяженность составляет 520 км при общей длине веток метрополитена 300 км. Используемая технология обеспечивает передачу сигнала 3G со скоростью до 20 Мбит/с.

Подключение пользовательских устройств по технологии Wi-Fi осуществляется через точку доступа (на время испытаний выбрана модель Zyxel Keenetic), установленную в торце каждого вагона электропоезда. Одновременно могут подсоединиться не более 20—25 абонентских устройств. В систему передачи также входят 3G-модем, преобразующий трафик в сигнал 3G, и блок питания от электросети вагона.

Как отметил Александр Безруков, руководитель службы эксплуатации беспроводного доступа в Интернет ОАО “ВымпелКом”, выбранная конфигурация служит исключительно для задач тестирования. Предполагается оценить возможность предоставления услуг Wi-Fi пассажирам, выявить помехи при одновременной работе с системным и транспортным оборудованием метрополитена, отработать конфигурации размещения оборудования для надежного покрытия сигналом всего вагона, отработать требования по безопасности при использовании Wi-Fi.

Как показало наше тестирование, реальная скорость Wi-Fi-доступа составляет 1,5/1,0 Мбит/с (download/upload). Это позволит пассажирам свободно общаться в социальных сетях, просматривать электронную почту, обмениваться короткими сообщениями. Однако в местах, находящихся на максимальном удалении от точки доступа, сейчас наблюдаются завышенные задержки в ожидании принимаемых пакетов. Поэтому говорить о качественном интернет-серфинге пока рано.

Главная причина задержек объясняется ограничениями, наложенными метрополитеном на монтаж оборудования. Компания “Вымпелком” пока не имеет возможности для установки стационарных радиопрозрачных кожухов в обшивке вагонов, которые обеспечат беспрепятственное прохождение 3G-сигнала. Также на время тестирования были использовано оборудование класса SOHO (из-за отсутствия согласований на установку промышленных образцов), не рассматривались возможности установки в вагонах дополнительных роутеров, работающих в функции моста, что могло бы повысить качество сигнала по всей длине вагона. Александр Безруков подчеркнул, что целью испытаний служит проверка самой возможности предоставления услуги, а вопросы оптимизации отложены на следующий этап работ. В будущем компания “Вымпелком” планирует использовать Wi-Fi-оборудование промышленного класса, что позволит поднять качество и довести скорость передачи данных до 3—5 Мбит/с на одного абонента.

Реальность прогнозов базируется на успешном опыте эксплуатации Wi-Fi-сетей, имеющемся для подземных транспортных систем в различных городах мира. Сегодня Wi-Fi доступен в подземках Сингапура, Берлина, Токио. С октября прошлого года работы по оснащению средствами Wi-Fi начались на подземных станциях Лондона. К задаче предоставления услуг Wi-Fi уделяют там особый интерес, потому что Лондон станет столицей летних Олимпийских игр 2012 г. К июню планируется оснастить Wi-Fi-оборудованием 120 станций лондонской подземки (из 260). Наличие Wi-Fi рассматривается как важный элемент подготовки города к важнейшему спортивному мероприятию года.

Начало работ по оснащению Wi-Fi московского метрополитена связывают с инициативой нынешнего мэра Москвы, который планирует использовать эту услугу как элемент развития ряда социальных проектов в интересах города. Помимо “Вымпелкома” аналогичные тестовые испытания проводятся сейчас на кольцевой линии, где провайдером услуги выступает МТС.

Новизна российского решения состоит в том, что планируется сделать доступным Wi-Fi не только в вестибюлях станций метрополитена, как это реализовано в большинстве других городов мира, но и на перегонах. Такое решение соответствует ожиданиям пассажиров. Так, согласно статистическим опросам, проведенным среди пассажиров лондонского метро, за появление Wi-Fi в подземке высказываются подавляющее число жителей (85,68%), и почти половина (45,57%) считают, что услуга Wi-Fi также должна также предоставляться в вагонах метро.