В Москве прошло расширенное совещание руководителей радиоэлектронной промышленности (РЭП), на котором были подведены итоги 2011 г. и поставлены задачи на 2012-й. Совещание не только констатировало положительные тенденции в финансово-экономической деятельности отрасли, но и отметило ряд недостатков в работе предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК), в частности, низкую рыночную активность компаний, отсталую производственную базу и недостаточную конкурентоспособность продукции. Кроме того, вне поля зрения руководителей Минпромторга РФ оказался ряд актуальных вопросов, которые давно волнуют директоров предприятий отрасли.

По итогам 2011 г. общий объем товарной продукции, произведенной предприятиями и организациями радиоэлектронной промышленности, вырос на 7,8% по сравнению с 2010 г., сказал директор департамента РЭП Минпромторга Александр Якунин. В том числе объем продукции специального назначения вырос на 6,5%, а гражданского назначения — на 12,7%. Доля продукции специального назначения в общем объеме товарной продукции составила 78%. В целом по РЭП выработка товарной продукции на одного работника в 2011 г. выросла на 20,6% по сравнению с предыдущим годом.

В 2011 г. около 200 предприятий и организаций РЭП участвовали в выполнении заданий государственного оборонного заказа в части НИОКР и поставок вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) для нужд Минобороны России и других силовых структур. По договорам с Минобороны выполнялись работы в рамках более 350 контрактов, создано более 40 опытных образцов ВВСТ.

В рамках ГОЗ-2011 из числа современных и перспективных образцов ВВСТ поставлены заказчику РЛС “Воронеж-ДМ” (Калининград) и “Воронеж” (Лехтуси), зенитные управляемые ракеты для различных ЗРС и ЗРК, модернизированный радиолокационный комплекс для самолета радиолокационного дозора и наведения А-50У, радиолокационные станции типа “Каста-2-2”, 1Л119, 96Л6, комплексы средств автоматизации различного назначения, автоматизированные портативные радиостанции КВ-УКВ диапазонов и др.

В 2011 г. внешнеторговый оборот увеличился на 61%, составив более 1,26 млрд. долл., причем более 80% приходится на страны дальнего зарубежья. Торгово-экономическое сотрудничество со странами СНГ в годовом исчислении выросло более чем в три раза. Внешнеторговый оборот со странами дальнего зарубежья в течение года увеличился более чем на 70%. Объем экспортных поставок за год увеличился на 59%, превысив миллиард долларов.

В 2011 г. на 123 объектах капитального строительства отрасли проводились техническое переоснащение и реконструкция. Было инвестировано более 9 млрд. руб. бюджетных инвестиций, проводились работы по созданию 15 дизайн-центров. Проводится реструктуризация радиоэлектронной промышленности, связанная с созданием интегрированных структур “Системы управления” и “Автоматика”, а также с расширением концернов “Созвездие” и ”Вега”.

По договорам с департаментом РЭП в 2011 г. выполнялось более 700 НИОКР на сумму более 18 млрд. руб., в рамках которых решались вопросы по созданию, развитию и внедрению технологий радиоэлектроники по направлениям вычислительных, телекоммуникационных и радиотехнических систем, электронной компонентной базы, включая современные технологии ее проектирования, производства и создание аппаратурно-ориентированной ЭКБ типа “система на кристалле”, а также выполнялись работы по созданию конкретных изделий электронной техники для спецтехники.

Вместе с тем остаются нерешенными проблемы, которые отмечались и в предыдущие годы: сохраняется крайне низкий уровень обновления активной части фондов при высоком физическом износе последних, что в значительной мере снижает качество продукции предприятий, эффективность проводимых НИОКР, а также внедрение их результатов в промышленное производство.

По-прежнему недостаточна активность предприятий РЭП в освоении современной конкурентоспособной гражданской инновационной продукции для завоевания соответствующих секторов внутреннего рынка. К тому же не выполнены некоторые контрольные отраслевые показатели на 2011 г., установленные решением предыдущего расширенного совещания.

На нынешний год запланированы следующие отраслевые показатели (в% к 2011 г.): объем промышленной продукции должен составить 114% (в том числе, специальной техники 118% и гражданских товаров 106%), объем НИОКР достигнет уровня 103%, численность работающих почти не изменится (101%), а выработка на одного работающего — 113%.

Предприятия РЭП участвуют в выполнении десятков различных, часто не связанных между собой, комплексных целевых программ. Между тем, стратегические цели РЭП как одной важнейших отраслей ОПК фактически до сих пор так и не сформулированы. И теперь, после двадцати лет перестройки ОПК, в числе первоочередных задач по дальнейшему развитию радиоэлектронной промышленности на текущий год совещание постановило считать разработку “Стратегии развития радиоэлектронной промышленности”.

Кроме того, не нашли никакого отражения в документах совещания инициативы вице-премьера Дмитрия Рогозина о создании фонда, который будет создавать прорывные технологии для ОПК и станет российским аналогом американского агентства DARPA. А, казалось бы, кому как не предприятиям РЭП быть заинтересованными в реализации данного проекта?

И еще один момент. В прошлом году был подписан совместный приказ Минпромторга и Минэкономразвития, определяющий критерии телекоммуникационного оборудования российского происхождения. Ведущим разработчиком этой темы был Минпромторг, а главным заинтерессантом — департамент РЭП. Документ этот рождался очень тяжело, на его разработку было потрачено несколько лет. И что же, каков результат?

Да никакого, этот документ даже не упомянут в итоговых материалах расширенного совещания. А наши национальные проекты продолжают осуществляться без отечественного оборудования. При строительстве сети LTE статус “телекоммуникационное оборудование российского производства” не предусмотрен, в национальном проекте широкополосного спутникового доступа выбрано израильское оборудование, в проекте информатизации сельских регионов ориентируются на китайское оборудование. Что получили российские производители от скороспелого проекта установки Web-камер на избирательных участках, тоже хорошо известно.

Между тем, отечественный производитель серьезно нуждается в реальной поддержке госструктур. На недавнем форуме “Развитие инфокоммуникаций в России в условиях перехода к информационному обществу” (“ИнфОком’12”) было высказано немало нареканий и вопросов в адрес ряда министерств и ведомств, в первую очередь, Минпромторга.

”Мы надеемся на помощь государства в лице Минкомсвязи России, Минпромторга России и Минэкономразвития России, — подчеркнул Игорь Лукин, генеральный директор “СупертелДАЛС”. — От этих министерств жизненно необходима концепция развития отрасли “Связь” в России, в которой будет юридически закреплено право отечественного производителя на 30% российского рынка телекоммуникаций. Это позволит гарантировать получение прибыли, а соответственно развитие и выход конкурентоспособного, не уступающего зарубежным аналогам, отечественного оборудования”.

“Сложилась ситуация, в которой в качестве результата распоряжения правительства № 858 представлен документ, фактически саботирующий основные цели и задачи — стимулирование отечественных разработок, трансфер передовых технологий и перенос операций с высокой добавленной стоимостью на территорию РФ, — но открывающий широкие возможности для коррупции”, — считает Светлана Аппалонова, генеральный директор “РАЙТЕК-Информ”.

По ее мнению, в качестве первых шагов по государственной поддержке российских разработчиков и производителей в области телекома следует доработать приказ о статусе “телекоммуникационное оборудование российского происхождения” и расширить сферу правоприменения распоряжения правительства 858 от 30 мая 2010 г. “О приоритетном использовании телекоммуникационного оборудования российского происхождения” на стратегические национальные проекты.

Начать применение данного приказа можно с таких наиболее значимых проектов как развертывание сетей 4G во всех диапазонах, информатизация сельской местности, проект спутникового широкополосного доступа в Ka- и Ku-диапазонах. Для силовых структур и МЧС, считает она, следует предусмотреть использование телекоммуникационного оборудования, удовлетворяющего критериям отечественного происхождения, не менее 50% от общего объема, для естественных монополий — не менее 30%.

На первом этапе эта мера позволит иметь гарантированный рынок сбыта для российской инновационной продукции, что позволит в кратчайшие сроки восстановить промышленность средств связи. Но, похоже, Минпромторг не очень рвется отвоевывать даже отечественный рынок, министерство вполне устраивает роль нишевого поставщика для тех сфер, куда иностранные компании либо не пускают из соображений национальной безопасности, либо где им действовать просто невыгодно.

Фактически такая позиция ведомства обрекает весьма важный сектор российской экономики на постепенное вымирание.