Международная консалтинговая компания Frost & Sullivan утверждает, что уже в следующем году практически все автопроизводители будут разрабатывать “автомобильные” приложения и размещать их в AppStore, Google Play и т. п.
Сегодня наблюдается повышенный интерес со стороны таких компаний, как HTC, Samsung, LG и Sony, к стандарту Nokia MirrorLink, свидетельствующий о том, что скоро эта технология превратится в отраслевой стандарт. MirrorLink (ранее известный как Terminal Mode) позволяет использовать любые традиционные приложения на мобильном устройстве для отображения на дисплее автомобиля; при этом спецификация технологии общедоступна.
MirrorLink был разработан как средство обеспечения непрерывной связи между смартфоном и автомобильной информационно-развлекательной системой. С точки зрения потребителя технология предельно проста: он устанавливает ее в свой автомобиль, подключается к смартфону с помощью USB-кабеля и может сразу пользоваться всеми доступными ему приложениями в автомобиле.
Тем не менее простой экран и трансляция ввода не могут сами по себе обеспечить пользовательский интерфейс, подходящий для вождения. Чтобы быть полезным, приложение смартфона должно предоставить другой интерфейс пользователя или “автомобильный режим” пользовательского интерфейса. Для поддержания безопасности водителя информационно-развлекательная система и смартфоны должны работать вместе.
Пока другие участники рынка только присматриваются к стандарту Nokia MirrorLink, компания Alpine уже разработала автомобильную мультимедийную систему, позволяющую пользоваться смартфонами и установленными на них приложениями в автомобиле посредством человеко-машинного интерфейса (HMI). Данная технология обусловила повышенный интерес автопроизводителей к ее возможностям как открывающая перед ними новые возможности для увеличения дохода. Сегодня подобные решения рассматриваются только в качестве дополнительного источника дохода, а также отличительной черты бренда, и свидетельством этого стало появление таких продуктов, как Chevrolet MyLink и GMC Intellilink. С их помощью автовладельцы могут загружать на свои мобильные устройства текущие параметры машины, обновлять данные об автомобиле, включая проверку уровня топлива, пробег до замены масла, дату следующего техосмотра и другие параметры технического состояния автомобиля.
В условиях повсеместного распространения смартфонов ведущие автопроизводители стремятся найти новые источники прибыли, и многие из них уже выпустили на рынок бесплатные приложения, предназначенные для управления взаимодействием с клиентами, помощи в случае поломки автомобиля, дистанционного запуска/остановки двигателя и т. д.
Например, в Volvo разработали мобильное приложение для наблюдения за автомашиной. Оно обладает функциями мобильного локатора, отображает местонахождение машины на карте, имеет встроенный цифровой компас, в случае необходимости может включить звуковой сигнал в потерявшемся автомобиле, способно дистанционно открывать и закрывать двери, включать отопительную систему и даже вести бортовой журнал! Теперь припарковать автомобиль этого автопроизводителя — не значит просто оставить его и уйти, так как это приложение позволит водителю поддерживать связь со своей машиной посредством iPhone или смартфона на базе Android. Мобильное приложение является продолжением системы Volvo On Call, исходным назначением которой было обеспечение прямого звонка в службу поддержки в аварийной или другой чрезвычайной ситуации.
“Мобильные приложения произвели революцию в потребительском сегменте: они стали альтернативной бизнес-моделью и важным источником доходов для производителей смартфонов, — отмечает аналитик из Frost & Sullivan. — Конечно, подобная ситуация едва ли возможна на автомобильном рынке, однако такие стандарты, как MirrorLink и другие, стимулируют интерес автопроизводителей к приложениям для смартфонов. Дополнительным движущим фактором являются продолжающиеся исследования и разработки в сфере HMI”.
Технологии подключения смартфонов к автомобильным системам (Ford SYNC Applink, Nokia MirrorLink и т. п.) изменили отношение автопроизводителей к приложениям и смартфонам. Современные автомобили оснащаются сенсорными экранами и интерфейсами голосовой связи, что создает идеальную среду для развития этого нового рынка. Теперь они воспринимаются не как угроза, а как источник доходов и средство привлечения клиентов.
“Самая большая проблема автопроизводителей заключается в том, что им приходится предоставлять разработчикам смартфонов и приложений более широкие полномочия, — считают в Frost & Sullivan. — Автопроизводители стремятся жестко контролировать всю цепочку поставок, и данное обстоятельство станет тем препятствием, которое необходимо преодолеть, чтобы заработать на мобильных приложениях и интерфейсах смартфонов”.
Иными словами, автопроизводителям необходимо создать благоприятную среду для разработчиков и поставщиков приложений, чьи системы будут интегрироваться в автомобиль при поддержке либо общепринятого стандарта Nokia MirrorLink, либо специализированных — таких, скажем, как Jaguar Connect and View компании RealVNC.
Да и как автопроизводители смогут игнорировать смартфоны, если ведутся разработки мобильных приложений, позволяющих автовладельцу экономить бензин, а значит — беречь окружающую среду. К примеру, учеными Принстонского и Массачусетского университетов в ходе конференции MobiSys было представлено мобильное приложение, собирающее информацию о расположении городских светофоров и алгоритме их работы. Оно заранее способно предупреждать водителя о приближении к светофору с красным светом. Это позволит водителю подъезжать ко всем светофорам, плавно отпуская газ, без резкого торможения и последующего разгона, на что тратится большое количество топлива. Используя такое приложение, водители смогут экономить топливо в пределах 20%.