В 2011 г. доход компании АСКОН вырос по сравнению с 2010-м на 7% и достиг 707 млн. руб. Это лучше объявленного в прошлом году минимально плана, но хуже максимального. “Темп роста оказался ниже, чем в 2010-м, но тогда подъем был восстановительным, это был отскок от дна, рост был вызван не реальным состоянием рынка, а отложенными проектами”, — объяснил Максим Богданов, генеральный директор АСКОНа. По его мнению, в 2011-м промышленность вернулась в состояние, которое он назвал “новым нормальным”, и теперь можно будет расти дальше.

Чтобы ускорить темп роста, АСКОН старается увеличить пользовательскую базу, выпуская новые продукты, выходя в смежные сегменты рынка и расширяя территориальный охват.

Финансовые результаты компании интересны также и тем, что позволяют хотя бы приблизительно оценить ситуацию на российском рынке САПР/PLM. По мнению Дмитрия Оснача, директора АСКОНа по маркетингу, в 2011-м рынок вырос примерно так же, как и сам АСКОН, т. е. на 7—10%. Что касается объема продаж, то, если использовать данные аналитической компании IDC, которая исследовала российский рынок САПР в 2007—2008 гг. и оценила долю АСКОНа в 20%, то получится, что объем рынка САПР/PLM равен 100—120 млн. долл.

Поскольку заказчиками АСКОНа являются производственные и проектные организации, бизнес компании сильно зависит от отечественной промышленности. Рассматривая ее состояние в прошлом году, Максим Богданов отметил резкий подъем металлургической отрасли: “Три из пяти корпоративных соглашений были заключены в области металлургии. Это отражает тот факт, что в 2011-м данная отрасль активно восстанавливалась после кризиса. Кроме того, хорошие результаты были получены в химической и атомной отраслях”.

Но в машиностроении, одной из ключевых отраслей АСКОНа, рост был небольшим. По словам г-на Богданова, те предприятия, которые были связаны с госзаказом и ОПК, отработали прошлый год хорошо и вернулись к докризисному уровню, а у компаний, действующих в рыночной среде, т. е. зависящих от спроса на производимую ими продукцию, был лишь незначительный рост или даже спад. “Это связано с тем, что в 2011-м заказчики машинного оборудования, такие как металлургические и нефтехимические предприятия, еще только восстанавливались и поэтому не обеспечивали достаточный спрос”, — объяснил Максим Богданов.

Он также отметил, что в прошлом году продажи САПР КОМПАС-3D и двумерной системы КОМПАС-График практически сравнялись (по числу проданных лицензий). По его мнению, это говорит о том, что рынок изменился: если раньше преобладал двумерный подход к проектированию, то теперь трехмерные инструменты стали стандартом де-факто.

Кроме того, устойчиво растет спрос на систему техподготовки “Вертикаль”. Как считает АСКОН, это говорит о том, что промышленность перешла от штучного применения таких систем к массовому оснащению рабочих мест технологов. Но больше всего выросло число проданных лицензий на систему управления инженерными данными ЛОЦМАН. “Эта технология из разряда модных перешла в разряд необходимых, рынок уже готов к комплексной автоматизации проектирования и интеграции производственной и финансовой деятельности”, — считает г-н Богданов.

Стремясь расширить пользовательскую базу, компания АСКОН в прошлом году вышла на потребительский рынок, выпустив САПР КОМПАС-3D Home — полнофункциональную версию системы трехмерного моделирования КОМПАС-3D, которая стоит гораздо дешевле, но предназначена только для некоммерческого использования, т. е. для учебы, дома и хобби. “Появился спрос на домашние САПР, — объяснил этот шаг Максим Богданов. — Это довольно большой сегмент, но он предъявляет высокие требования к ПО, так как пользователями являются в основном профессионалы или студенты, которые, с одной стороны, знают, какими должны быть системы проектирования, и, с другой стороны, готовы платить за ПО”.

АСКОН старается увеличить охват пользователей не только в нашей стране, но за рубежом. Компания уже несколько лет продвигает систему КОМПАС на Западе, а в 2011-м открыла в Мюнхене свое первое международное представительство, которое будет поддерживать локальных партнеров и клиентов в Германии, Австрии и Швейцарии. “В прошлом году продажи в данном регионе выросли вдвое, поэтому мы решили открыть там офис, — сказал Максим Богданов. — Сейчас объем зарубежных доходов невелик — порядка 150 тыс. евро, но мы планируем его значительно повысить, а для этого уже в текущем году собираемся увеличить там число партнеров с десяти до ста”.

Но не все начинания АСКОНа оказались успешными. Так, компания закрыла облачный проект, направленный на продвижение САПР КОМПАС-3D по модели “ПО как услуга” (SaaS). “Однако мы не изменили отношения к облакам и считаем, что это важный технологический тренд, — подчеркнул г-н Богданов. — Просто мы несколько опередили рынок, и оказалось, что у нас пока нет заинтересованных заказчиков для таких решений. Но мы получили полезный опыт и будем его использовать”.

Строя планы на нынешний год, АСКОН исходит из того, что рост российской экономики будет умеренным, не таким взрывным, как в начале 2000-х, но тем не менее надеется на более быстрый подъем своего бизнеса, чем в 2011-м.

Чтобы реализовать этот план, компания ищет перспективные направления для развития и считает, что одним из таких направлений является отрасль производства автокомпонентов, которая значительно выросла за последние два-три года. “Все крупнейшие отечественные автопроизводители стали выпускать зарубежные автомобили и, cоответственно, сильно повысили требования к качеству комплектующих, — сказал Дмитрий Оснач. — Чтобы это обеспечить, необходимы ИТ-инструменты. Мы это заметили и решили на основе систем ЛОЦМАН-PLM и “Вертикаль” создать решение QiBox для быстрого внедрения системы качества на основе зарубежных стандартов. Других таких систем в России пока нет”.

Кроме того, в текущем году АСКОН выпустит систему управления производством “Гольфстрим”, объявленную в 2011-м. “Главный потребитель информации, которая создается в КОМПАСе и ЛОЦМАНе, — производство, значит, нам сам бог велел двигаться в эту смежную область”, — объяснил Дмитрий Оснач. По его словам, данное решение облегчит управление позаказным изготовлением сложных изделий, при этом для планирования производства не потребуется полномасштабное развертывание MES-систем, а предприятие сможет использовать единую платформу и для конструкторско-технологической подготовки, и для производства.